Поддержка Венгрии «Турецкого потока» говорит о хороших перспективах этого проекта в ЕС – считает ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
«Турецкий поток» продолжает реализовываться
Министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт считает «Турецкий поток» наилучшим вариантом диверсификации энергоресурсов и выразил надежду в скором строительстве перемычки в Болгарию.
По словам Сийярто, венгры рассчитывают на то, что болгарский участок будет построен по графику, как это происходит сегодня в Сербии.
Для этого Венгрия собирается открыть свою границу с Сербией и получить к концу 2021 года 1,8 млрд кубов газа по южному направлению. Таким образом, Венгрия планирует диверсифицировать свои закупки газа и повысить собственную энергобезопасность.
«Здесь присутствует история с задержкой в Болгарии, которую, на самом деле, можно по-разному трактовать, как намеренную, ненамеренную или просто бюрократическую, связанную со инфраструктурными работами в этой стране», - заключает Юшков.
История заключается в том, что по правилам ЕС оператор национальных газотранспортных систем работает по заявкам на транзит сырья через свои мощности. Для этого в заявке говорится, что заказчик собирается прокачать из точки в А в точку Б определенные объемы газа.
Как мы знаем, в ЕС для того, чтобы контролировать российский газовый экспорт, придумали такой институт, как Третий энергопакет, согласно которому все заходящие на европейскую территорию трубы обязаны работать по европейским правилам.
На этом сильно погорел «Северный поток-1», который в силу искусственных ограничений загружен обычно только на 50 процентов своих мощностей – в Евросоюзе существуют правила, что одна компания может бронировать только половину транзитных возможностей, несмотря на то, что по этому маршруту газ может поставлять только компания «Газпром». Все это было учтено в проекте «Турецкого потока».
Например, этот проект отличается от своего логического предшественника «Южный поток» не только местом выхода на побережье из Черного моря, но и тем, что в него не включена газотранспортная инфраструктура на территории Евросоюза. В рамках «Южного потока» такое имело место быть в Болгарии, но в «Турецком потоке» вся ответственность за перемычку в Сербию была возложена на болгар.
«Для этого болгары должны объявить тендер, а подрядная организация уже построить необходимую инфраструктуру. Болгары объявили этот тендер, который выиграли представители Саудовской Аравии, но смысл заключается в том, что саудиты выиграли эти торги с очень низкой ценой, которая на порядок отличалась от того, что предложили другие подрядчики», - констатирует Юшков.
По словам Игоря Валерьевича, болгары начали проводить расследование по своему тендеру что притормозило работы по «Турецкому потоку».
«Болгары проводили свое расследование до осени 2019 года, и это привело к тому, что работы начались не зимой-весной, а только сейчас. Из-за этого и случилось, что болгары не успеют выполнить свои работы в срок до 31 декабря», - резюмирует Юшков.
Болгары только что озвучили, что завершат все инфраструктурные работы по продолжению «Турецкого потока» на своей территории до 31 мая. В этом и заключается проблема, а так здесь нет внешнеполитического контекста, как в других российских газовых проектах.
Основной проблемой здесь является снабжение Сербии
«В 2014 году группа американских сенаторов приехала в Софию и просто заставила болгарскую сторону отказаться от строительства «Южного потока», который сразу после этого был отменен. Можно по-разному трактовать эту историю, но болгары не отказываются от своих обязательств, причем критика России связана, главным образом, с газовой ситуацией в Сербии», - заключает Юшков.
Если Болгария, Венгрия и другие страны «Турецкого потока» обеспечены газом, то без перемычки в Сербию, в случае приостановки транзита российского газа через Украину, эта страна может остаться без энергоресурсов на продолжительное время.
«Сербия является изолированной страной, поэтому там могут возникнуть проблемы с получением газа, несмотря на то, что «Газпром» построил в этой стране большое хранилище газа. И это вызвало нервную реакцию Москвы», - констатирует Юшков.
Юшков полагает, что объемы «Турецкого потока» полностью закроют рынок Турции, хотя точные цифры здесь непонятны, поскольку Анкара снизила свои закупки. Скорее всего, этот проект поставит 8-10 млрд кубов газа в Европу даже без перемычки из Болгарии в Сербию.
«По обеспечению Турции вопросов нет, причем «Турецкий поток», даже если не будут выполнены работы в Болгарии, закроет все наши поставки в эту страну, Румынию и Молдавию. Также болгары обеспечат поставки в Македонию и Грецию», - резюмирует Юшков.
Точную цифру здесь назвать сложно, поскольку все зависит от спроса, но, во-первых, поставки газа из Турции в Европу будет даже при современной конфигурации газотранспортных мощностей, а, во-вторых, многое зависит от переговоров с Украиной.
Если мы достигнем с Киевом какого-то минимального соглашения, то благодаря этому 2021 году будут спокойно закончены все работы по связке, как «Турецкого потока» с «большой землей» в Болгарии, так и «Северного потока-2» на германском направлении.