Любые действия банков, которые пресекают попытки незаконных транзакций, могут только приветствоваться, так как мы живем в мире опасном, особенно с точки зрения совершения незаконных платежей, несущих угрозу всему миру, уверен главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев.
Российские банки вынесли на обсуждение предложение об изменении системы предотвращения мошеннических операций. Всего рассмотрено два новых способа – это увеличение срока блокировки денежных средств, а также возврат перевода отправителю в случаях, когда есть подозрение на незаконность операции.
Как отбивались от мошенников
Ранее разрешенный срок приостановки транзакций равнялся двум дням, в течение которых представителям кредитных организаций необходимо было связаться с клиентом и уточнить информацию. Это следует из ФЗ-161 «О национальной платежной системе».
Если же за указанный срок дозвониться до отправителя не удалось, как и подтвердить легитимность транзакции, то банк все равно совершал перевод средств. Такой алгоритм действий актуален практически для всех банков, несмотря на то, что закон, вступивший в силу в сентябре 2018 года, не регламентирует способы получения подтверждений. Благодаря этому же закону банки получили право блокировки операций, вызвавших подозрение.
Кроме того, в этом же году, кредитные организации определили «симптомы», согласно которым можно говорить о сомнительности транзакций. К таким, например, относятся все переводы на счета тех лиц, внесенных в базу данных о случаях и попытках осуществления транзакций без согласия клиента Центрального банка России. Помимо этого, под сомнение можно подвести и несоответствие для того или иного клиента всех параметров операций по его счетам: устройство, с которого совершается перевод или платеж, частота подобных операций, время и дата.
Охота на аферистов
Сейчас озвученные предложения банков предполагают использование мер возврата или блокировки средств даже без попытки связаться с клиентом. Предполагается, что подобные меры помогут снизить процент мошеннических операций.
К слову, ранее Центральный банк уже рассуждал на тему увеличения срока блокировки всех подозрительных переводов и платежей. Такое предложение поступало летом 2019 года от Ассоциации банков России. При этом увеличить срок предлагалось аж до тридцати рабочих дней. Тогда же Центробанк предположил, что такие меры можно вводить лишь при доказательстве их эффективности.
Вероятно, предложение введения новых мер спровоцировано сообщением того же Центробанка об увеличении количества различных несанкционированных операций. Речь идет о росте объемов почти на полтора миллиарда рублей. А это на 44% по сравнению с 2018 годом.
Но, по мнению эксперта, из двух предложенных вариантов регулировки спорных ситуаций, вызвавших подозрение на мошеннические действия, актуальным может оказаться лишь тот, что подразумевает возврат средств отправителю.
«Насчет продления срока переводов я бы сильно подумал. Так как в условиях современной цифровой экономики, искусственного интеллекта и моментальной реакции программ и гаджетов на фальсификацию данных продление срока совершенно не требуется. Если банки будут удлинять срок, могут возникнуть спорные ситуации – ведь даже после заморозки средств решение о переводе денег может быть отрицательным.
А вот второй вариант, конечно, интереснее. Во-первых, его можно моментально осуществить, а, во-вторых, возвращая средства владельцу, не замораживая и тем самым на них не покушаясь, банки четко пресекают подозрительную операцию и попытки ее совершить. На мой взгляд, возврат средств – более радикальный, чистый с юридической точки зрения и не требующий глобальных усилий со стороны банков способ», – уверен Беляев.
Мошенники vs технологии
Напомним о том, что количество обращений в банки, спровоцированных мошенническими действиями, растет ежегодно. При этом многие клиенты кредитных организаций попросту не сообщали о них.
Эксперт отметил, что и возврат средств, и блокировку нельзя назвать идеальными методами с точки зрения взаимодействия кредитных организаций и клиентов.
«Конечно, это скажется на отношениях банков с клиентами – найдутся люди, которые будут критиковать такие меры. Однако они должны понимать то, что мы живем в мире опасном, особенно с точки зрения совершения незаконных платежей, несущих угрозу всему миру. Поэтому любые действия банков, которые пресекают попытки незаконных транзакций, могут только приветствоваться», - подчеркнул он.
Между тем, сообщения средств массовой информации заставляют задуматься о возможном введении иных мер или вовсе отказе от изменения действующей системы борьбы с мошенниками. Например, не все российские банки готовы поддержать предложения об увеличении срока заморозки и возврате средств, склоняясь к отсутствию такой необходимости.
Но, как отметил Михаил Беляев, всегда изобретаются какие-то атаки и средства защиты от них.
«Конца этому противоборству не видно. Аппетит к незаконным действиям увеличивается постоянно, поэтому нельзя сказать, что предложенных мер будет достаточно», - заключил он.