Директор Государственной железнодорожной администрации Латвии Юрис Иесалниекс в шоке: объемы российских грузов, идущих в порты республики, катастрофически падают. Об этом он сообщил в программе Nekā personīga «Ничего личного» телеканала TV3.
Вообще-то словосочетание «Ничего личного» предполагает продолжение: «Только бизнес». Однако в ситуации с российским транзитом в Латвии — далеко не «только бизнес». Трудно рассчитывать на приветливость богатого соседа, если каждый день ругаешь его, обзываешь, требуешь всяческих сомнительных компенсаций. А перед соседским забором пускаешь не трактора, а бронемашины и ставишь гаубицы.
В принципе богатому соседу до лапочки эти ужимки. Он посматривает на соперника как на мелкую кусачую собачонку, за которой все же надо следить, чтобы не цапнула. И понятное дело: вряд ли отзовется добром на крики о помощи, которые звучат одновременно с оскорблениями. Такая надежда — это просто смешно.
Так что услышанное от Юриса Иесалниекса — вполне естественный ход событий. По его словам, есть информация, что правительство России якобы договорилось с различными грузоперевозчиками о графике постепенного и окончательного перевода грузового транзита из латвийских портов в российские. «Правительство России подошло к этому вопросу очень серьезно», — сказал Юрис Иесалниекс.
Если эта информация правдива, то ужасная для экономики Латвии новость — всего лишь констатация прагматичного экономического поступка России. Трудно сказать, стоит ли за ним стремление отомстить «кусачему» балтийскому соседу. Но совершенно точно — это намерение поступить так, как выгодно России, а не вредному партнеру.
Кремль не собирается специально вредить крикливой балтийской республике. Но и явно не горит желанием помогать ей, а просто реализует свои интересы. Помогать следует друзьям, а не недругам.
Юрис Иесалниекс сообщил: за первые девять месяцев нынешнего года объем транзита из России в его страну упал на 12,5 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года и тенденция не меняется. Самое большое падение грузооборота в Рижском порту. Снижение перевалки наливных грузов тут больше 11 процентов, зерна — около 12 процентов, удобрений — почти 16 процентов.
Юрис Иесалниекс утверждает, что латвийские порты долгое время держались на плаву благодаря транзиту российского угля. Однако и тот стал все быстрее уходить в российские порты. Еще не так давно наш уголь составлял 39 процентов общего объема грузов Рижского порта.
В июне прошлого года председатель его правления, ныне европарламентарий Андрис Америкс радовался: хотя бы уголь Россия, отказавшаяся от транзита нефтепродуктов через Латвию, продолжит переваливать по-прежнему через эти морские ворота. Но в то же время предугадал: говорил, что в целом грузооборот Рижского порта может упасть еще на 12 процентов.
Уже маячил призрак краха, и отнюдь не только из-за снижения потока российского угля. Нидерланды, Италия, Бельгия, Швеция, Дания, Франция и Финляндия вступили в мировой «Альянс против угля», как неэкологичного топлива. А всего в этой организации 34 государства.
Авторы программы «Личное дело» Русского вещания латвийского телевидения LTV7 утверждали: в скором времени Рижский порт лишится и перевалки угля. А ведь Нидерланды, Германия, Италия, Бельгия, Швеция, Дания, Франция и Финляндия покупали в Рижском порту больше 80 процентов угля, который Россия переваливала через эти морские ворота. То есть, если отказ от «черного золота» в Европе станет повсеместным — Рижский порт ждет катастрофа даже если Россия оставит и на его долю часть угольного транзита.
Директор Государственной железнодорожной администрации Латвии не стал называть цифры падения экономики его ведомства. А лишь сообщил: показатели оказались хуже самых пессимистичных прогнозов правительства Латвии.
И все же шанс спастись у латвийских портов есть. А может помочь им друг России, глава нашей братской Белоруссии Александр Лукашенко. По крайней мере, тот обозначал намерения постепенно перевести транзит из Клайпедского порта в Латвию.
Батька обиделся на Литву, которая активно выступает против Белорусской АЭС, строящейся недалеко от границы, в 50 километрах от Вильнюса. И призывает заранее отказаться от ее электроэнергии прочие страны-члены Евросоюза. Правда, пока безуспешно. Сама Литва специальным законом запретила импорт электричества из Белоруссии после вступления этой атомной электростанции в строй.
Рига пытается воспользоваться этим конфликтом, чтобы поправить свои дела. Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич встретился в Минске с главой МИД Белоруссии Владимиром Макеем и с Александром Лукашенко и заявил: «Мы хотим расширять сотрудничество, увеличивая объемы и ассортимент перевозимых грузов. Латвия видит потенциал для сотрудничества с Беларусью в рамках Евразийского транспортного коридора, и мы предлагаем латвийскую транзитную инфраструктуру для обслуживания грузов индустриального парка «Великий камень».
Эдгар Ринкевич сообщил: Белоруссия планирует увеличить транзит нефтепродуктов через Латвию. Сам Александр Григорьевич признавал: «Выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, то надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предлагаем, они будут иметь определенный — и немалый — эффект».
Вообще-то выход к морю Батьке предлагал еще в 2017 году Владимир Путин. «На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — говорил президент России.
Посмотрим, кого выберет Лукашенко для «выхода к морю» — Латвию или Россию? Пока он не объявил об изменениях в своей экономической политике — у Рижского порта остается надежда на спасение.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 7076
Рейтинг поста: