Слова Новака о стабилизации топливного рынка и отсутствия предпосылок для роста цен справедливы – демпферный механизм существенно повлиял на систему. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.
К октябрю 2019 года топливный рынок страны стабилизировался, а рост цен на топливо гораздо ниже темпов инфляции - 2,7% с начала года против 3,7-4%. Об этом заявил министр энергетики России Александр Новак. По его словам, благодаря введению демпфирующего механизма удалось отказаться от соглашений с нефтяными компаниями об ограничении роста цен на горючее. Соответствующие правила действовали до июля текущего года. По мнению министра, тактика выбрана верно.
"На сегодняшний день ситуация на топливном рынке России стабильная – оптовые цены снизились до многомесячных минимумов, - отмечает специалист. – Отчасти этому действительно способствовал демпферный механизм компенсаций нефтяникам разницы внешних и внутренних расценок на топливо. Но, помимо этого, сложилась и благоприятная внешняя конъюнктура – цена нефти на мировых биржах уже достаточно давно закрепилась на отметке около 60 долларов и не показывает серьезных колебаний.
Нет и былого ажиотажа вокруг российского топлива, что тоже было фактором давления на цены. Снизился внутренний спрос – россияне меньше покупают бензина и дизтоплива. И Россия стала меньше экспортировать горючего за рубеж – Казахстан после модернизации своих нефтеперерабатывающих заводов покупает топлива у РФ существенно меньше, и при этом замещает российские поставки в странах Центральной Азии, а также нацелен на рынок Европы. Качество российского бензина лучше, но все равно это конкуренция".
Эффект демпфера
Чтобы компенсировать нефтяникам потери от поставок топлива на внутренний рынок по фиксированный цене при гораздо более высокой экспортной альтернативе, правительство с 1 января 2019 года ввело в действие демпфирующий механизм. Он предусматривал, что бюджет возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами. Демпфирующий механизм по своей сути призван сдерживать цены на топливо в России.
"Даже если мы столкнемся с резким ростом цен на нефть, риски для внутреннего рынка будут практически отсутствовать", - отметил Новак. Он заявил, что рост дисконта в ценах внутреннего рынка на бензин и дизельное топливо нивелируется одновременным увеличением демпфирующих надбавок. В ноябре глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев объявил, что россиян ждет сезонное падение цен на бензин и дизель, а рост по итогам текущего года не превысит пределов инфляции.
"Демпфер позволил вывести систему ценообразования на российском рынке топлива из режима ручного управления, когда приходилось заключать и продлевать договоренности с нефтяными компаниями, которые жертвовали своими прибылями ради уступок правительства. Сейчас демпфер гарантирует нефтяникам прибыли, а значит, и отсутствие дефицита топлива на российском рынке. И в целом ситуация с ценами более чем благоприятна.
Более того – розничные цены продавцы имеют возможность даже снизить, сегодняшняя конъюнктура это позволяет. Но мы понимаем, что это означает добровольный отказ от прибыли, бизнес вряд ли это пойдет. Из ценовых факторов нас ждет еще повышение акцизов на топливо с 1 января, но оно окажет незначительное влияние на стоимость литра бензина для россиян – максимум прибавку в 20-30 копеек. Проиндексируют цены и на инфляцию, но она в этом году рекордно низкая и тоже "погоды" не делает", - подчеркивает эксперт.
Регулировка механизма
Если экспортная цена бензина и дизтоплива выше внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены будут выше экспортных, то нефтяники поделятся с государством частью своей сверхприбыли. После того, как в первом квартале этого года демпфер сработал именно по этому сценарию, компании настояли на его корректировке. С 1 июля 2019 года размер компенсации вырос до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива.
При этом, что касается внутреннего рынка нефтепродуктов, Минэнерго ожидает, что объем первичной переработки нефти и газового конденсата будет чуть меньше прошлого года. А производство автобензина в 2019 году увеличится на 2%, до 40,2 млн тонн. По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК, производство бензина в России в ноябре 2019 года сократилось на 3,1% по сравнению с показателем за аналогичный период прошедшего года - до 3,28 млн тонн.
"Демпфирующий механизм в любом случае придется со временем пересматривать, как как это все же не универсальный механизм. Даже если он продолжит хорошо работать. Россия делает акцент на добычу нефти и экспорт нефтепродуктов, тогда как в переработке маржа в сравнении с продажей за рубеж существенно ниже. При этом РФ намерена активно развивать добычу в Арктике – если не осваивать новые месторождения, добыча в стране неизбежно будет сокращаться.
А без льгот осваивать столь сложные залежи невозможно, так что вся система взаимоотношений нефтяников с руководством страны неизбежно будет пересматриваться. Это произойдет, конечно, не в ближайшее время, а в перспективе нескольких лет", - заключает Андрей Гордеев.