1. Некоторые мифы о России куда древнее, чем про это принято думать. Варварской, холодной и непригодной для жизни страной Скифию считали ещё древние греки, не говоря уже о лежащей к северу Гиперборее. Вот пересказ фрагмента из книги «отца истории» Геродота в одной из недавних статей Виктора Мараховского:
https://t.me/vmarahovsky/1444
Геродот по понятным причинам имел дело с тем, что в позднем СССР именовалось «рассказами для командированных». Местные постоянно рассказывают приезжим какую-нибудь более или менее фантастическую жесть, причины науке неизвестны. Во времена Геродота это искусство находилось на пике – и несчастный грек ничего не мог с этим поделать, залезть в энциклопедии и перепроверить было невозможно за отсутствием энциклопедий.
В итоге Геродот может, например, сначала долго на серьёзных щах пересказывать какой-нибудь дикий сюжет с богами, человекозверями и невероятными извращениями – а затем обронить: «так гласит легенда, но я ей не верю».
Иногда причины, по которым он верит одной бредятине и не верит другой, совершенно недоступны уму. Например, он пишет: «В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению». Спустя пару десятков страниц он возвращается к этой теме и разумно замечает: «Кстати о тех перьях. Я думаю, это просто метель и снег».
Описанная выше методика создания и распространения мифов до сих пор работает. Её регулярно можно наблюдать в публикациях западных СМИ о России. Рецепт приготовления антироссийского журналистского зелья обычно такой: опросить местных о проблемах, выбрать самые ужасные, вплоть до фантастических, рассказы, приправить расхожими штампами и сделать на основе этого статью.
Так и получаются поражающие воображение истории о невероятной российской коррупции, полицейском произволе, подавлении свободы слова, нищающем бедном населении и всеобщем национальном алкоголизме.
Не то чтобы эти медийные мемы формируются совсем уж на пустом месте… но разница между ними и реальностью примерно такая же, как между чудовищными вихрями из птичьих перьев и обыкновенным снегопадом.
2. Между тем, невозбранное распространение мифов может иметь весьма печальные последствия. Хорошим примером является всеобщая охота на ведьм в Европе, которая, вопреки историческим стереотипам, имела место вовсе не в мрачное Средневековье, а уже в сравнительно просвещённое Новое время (XVI-XVIII века). Это хорошо видно по статистике осуждённых и казнённых по обвинению в ведовстве (светлая и тёмная линия на графике):
https://i.redd.it/pq04eu8c0gu3...
Также по инфографике можно заметить, что основная часть процессов против ведьм имела место в протестантских государствах, а отнюдь не в католических (за исключением Франции, где позиции протестантов в XVI веке были довольно сильны).
Дело здесь, однако, не в какой-то особенной кровожадности лютеран. Знаменитую книгу «Молот ведьм» написал католический монах в 1486 году, а первые прецеденты массовой охоты на колдуний имели место ещё в середине XV века, когда до Реформации было далеко.
Вероятно, самой главной причиной того коллективного безумия, из-за которого в Европе запылали костры, стало, как это ни странно, книгопечатание. Именно доступность антиведовских книг и памфлетов, где описывались приключения колдуний верхом на демонах, перевела рассказы о них из категории местных легенд в руководство к действию для фанатиков.
И вот, на фоне всплеска европейских войн, эпидемий сифилиса и оспы, падения урожаев и голода из-за Малого ледникового периода, озлобленные и несчастные люди бросились искать и убивать «виноватых». Поскольку умевшее читать население было в основном полуграмотным, оно слепо и некритично верило в печатное слово. И больше всего таких людей было именно среди протестантов, которые целенаправленно обучали своих единоверцев чтению.
В России, кстати, в ту эпоху также был огромный всплеск насилия. Опричнина, Ливонская война, Смутное время… Однако с ведьмами у нас не задалось, так как книжек про них никто не читал (книгопечатание в Москве началось в 1550-е годы и не получило широкого характера вплоть до правления Михаила Романова).
Поэтому к массовой полуграмотности наша страна пришла позднее, во второй половине XIX-го и начале XX века. Кого именно тогдашние сказочники назначили на роль жертв, вы и сами хорошо знаете.
3. Новость из мира археологии, которая ставит под вопрос наши обычные представления о древней истории:
https://nplus1.ru/news/2019/10...
Египетские археологи нашли недалеко от Луксора первую промышленную зону древнего Египта, созданную во время правления фараонов XVIII династии, сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1. В ней располагались 30 мастерских, в одной из которых обрабатывали золото, а в другой раскрашивали керамические изделия.
Как это понимать, коллеги? Значит ли это, что промышленность была уже в Древнем Египте, три с половиной тысячи лет назад, в период расцвета бронзового века?
У нас почему-то принято считать, что в древности и в Средние века промышленности не было, а было одно только ремесло, вплоть до появления первых капиталистических мануфактур. Но разве те же египетские пирамиды не были, по сути, крупными промышленными стройками, со сложными схемами добычи, обработки и транспортировки камня, пускай всё это и было основано на примитивных технологиях?
В английском языке и западной историографии слово industry (промышленность) широко применяется как для эпохи Древнего Рима, так и для Средневековья. И действительно, в том же Риме было немало крупных мануфактур, где производили оружие, посуду и многое другое, а знаменитый Арсенал в средневековой Венеции, где строили и оснащали корабли, по своим масштабам превышает многие современные заводы.
Почему понятие о древней промышленности оказалось столь неудобным для той схемы преподавания истории, которая сложилась в советское время? Неужели это как-то мешало пропаганде построения коммунизма?