Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика, входящие в блок БРИКС, ведут дискуссии по вопросу об учреждении межнациональной цифровой валюты, которая призвана снизить зависимость экономики развивающихся рынков от Соединенных Штатов. Сообщается, что в ходе 11-го саммита, проходившего 13-14 ноября в Бразилии, Деловой совет БРИКС поддержал идею создания единой платежной системы для расчетов между странами-членами группы.
Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев заявил: «Эффективно работающая платежная система БРИКС способна стимулировать переход к расчетам в национальных валютах и обеспечить стабильность взаимных инвестиций между нашими странами, объем которых составляет более 20 процентов мирового потока иностранных инвестиций».
Что же будет собой представлять новая криптовалюта, как группа БРИКС планирует ее использовать, и имеются ли сегодня в мире действующие проекты, направленные на достижение аналогичной цели на столь высоком уровне?
Политический опыт последних лет свидетельствует о том, что дипломатия стран БРИКС, судя по всему, потерпела неудачу в попытках смягчить международные санкции, прежде всего на политически чувствительных рынках, таких как рынки вооружений и энергоносителей. Однако, там где бессильна дипломатия, на помощь могут прийти современные достижения в области технологий. Так, по мнению многих участников саммита, технология блокчейн и цифровые активы могут открыть совершенно новые горизонты в финансовой сфере.
Идея создания единой криптовалюты как платежного средства и инструмента перемещения капитала не нова. Она активно используется не только в Венесуэле, где введена криптовалюта Petro, но и среди стран, входящих в БРИКС. Преимущества единой криптовалюты как универсального средства взаимных расчетов между странами БРИКС по мнению многих экспертов, позволят решить многие проблемы, с которыми они сегодня сталкиваются на мировом рынке.
Средство обхода американских санкций
Согласно сообщениям, в ходе саммита БРИКС в Бразилии, генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев также сказал, что единая платежная система БРИКС может способствовать сокращению использования доллара в международных расчетах между странами группы. Фактически, эта система способна стать альтернативой нынешнему международному платежному механизму SWIFT для облегчения торговли со странами, на которые распространяются экономические санкции США.
Дмитриев также отметил, что в последние годы доля платежей в американских долларах между странами БРИКС существенно сократилась. Например, в России за прошедшие пять лет доля расчетов в долларах по внешнеторговым операциям снизилась с 92 до 50 процентов, а в российских рублях – возросла с 3 до 14 процентов.
В то же время, по мнению макроэкономического аналитика Олега Душина, потенциал ослабления доминирования доллара по-прежнему очень велик. В интервью российскому деловому интернет-порталу BFM.ru он сказал, что этот потенциал можно было бы в значительной степени реализовать, если бы Россия и Индия, например, изменили валюту, используемую для двусторонних расчетов.
Душин также рассказал, что Россия и Китай уже отказались от использования долларов приблизительно в половине своих взаиморасчетов, и что в настоящее время продолжается общая тенденция вытеснения американской валюты из международной платежной системы. По мнению эксперта, это поможет странам БРИКС ослабить влияние доллара в мировой валютной системе и снизить риск замораживания платежей односторонним решением Вашингтона.
Денис Смирнов, российский консультант по технологии блокчейн, среди прочих преимуществ создания единой криптовалютной системы для стран БРИКС выделил удобство и снижение операционных издержек, назвав криптовалюту перспективной альтернативой облигациям.
Комментируя возможность использования странами БРИКС единой криптовалюты, эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский сказал: «Совершенно очевидно, что если существует возможность снизить валютные риски, логично проводить взаиморасчеты по торговым операциям напрямую, а не путем покупки долларов. Подавляющее большинство более или менее крупных мировых экономик в настоящее время работают над решением этой проблемы».
Привязка к золоту вместо доллара США
Пока неизвестно, что будет собой представлять единая криптовалюта БРИКС, но эксперты сконцентрировали свое внимание на том, к какому активу она потенциально может быть привязана. Комментируя возможные варианты этой привязки, глава рабочей группы Государственной Думы России по вопросам криптовалюты Элина Сидоренко сказала, что в настоящее время рассматриваются несколько сценариев.
Например, она может быть привязана к курсу другой криптовалюты, сказала Сидоренко, «но в этом случае неизбежно сохранится нынешняя монополия доллара США». Новую криптовалюту можно также привязать к индексу цен на сырье или товары, но тогда возникает существенная угроза со стороны манипуляций на рынке. В заключение она сказала: «Третьим вариантом является привязка к золоту и, учитывая недавние решения Базельского комитета (29 марта 2019 года решением Базельского комитета по банковскому надзору золото переведено в денежный актив первой категории, то есть приравнено к наличным или безналичным банковским позициям, прим. mixednews), такой вариант представляется наиболее убедительным и своевременным».
Олинга Таид, эксперт-консультант и член Комитета по электронной коммерции Китая, рассказала изданию Cointelegraph, что китайцы изучают возможность выпуска собственной криптовалюты, привязанной к золоту. Этот шаг многие считают необходимым для обеспечения доступа к природным ресурсам Африки в рамках инфраструктурной инициативы «Один пояс, один путь».
Она также добавила: «В последнее время беспрепятственная международная торговля приобретает особое значение. Технологии распределенного реестра, к которым относится и блокчейн, рассматриваются в качестве возможного решения для «брекзита». Они могут заменить 5-10 летний период урегулирования в торговле между Британией и ЕС. Теоретическая база давно подведена, и многочисленные дискуссии по вопросу о криптовалюте идут не первый год, поэтому новостью в данном случае является готовность принять решение. При этом, нет никакой нужды долго искать доказательства его необходимости. Трамп ясно дал понять, что Америка будет на постоянной основе применять тактику финансового давления на Иран, Россию, Китай и другие страны для получения нефинансовых преимуществ, а эта тактика основана на доминирующем положении доллара».