Граждане Украины вслед за повышением коммунальных тарифов получили очередной неприятный сюрприз: дорожает еда. Причиной тому является ряд просчитываемых факторов, однако немалую роль сыграла и банальная жадность предпринимателей. Подробнее — в материале ПИКiNFORM.
Туристы и экономические обозреватели, говоря о какой-либо бедной стране, часто используют в той или иной форме одну фразу: «Зато еда дешёвая». Вполне естественно, что ценообразование на продукты напрямую зависит от доходов граждан. Однако Украина в настоящее время является печальным исключением: продукты питания в стране становятся дороже, чем в Евросоюзе. При пересчёте на доллары и евро, украинские цены на многие продукты становятся выше, чем в европейских супермаркетах.
Молочная продукция по сравнению с минувшим месяцем подорожала на 1,6%, хлеб на 2,3%, мясо на 0,6%. Процесс роста цен продолжается не первый месяц, и переходит в декабрьские предновогодние наценки, увеличивающие цифры на ценнике ещё на десять процентов. Тревожнее для украинских экономистов то, что перестало работать простое и понятное объяснение — курс доллара. Раньше им уверенно объясняли подорожание продуктов, однако доллар прекратил рост. Национальная валюта по сравнению с ноябрём-2018 укрепилась на 4 гривны.
Подорожанию каждой группы продуктов можно определить причину. Овощи возросли в цене из-за плохого урожая, по молочной продукции ударило сокращение поголовья, а хлеб подорожал из-за общемировых тенденций на зерновом рынке и очередного роста тарифов.
Но ещё одним фактором стала жадность. Бизнесмены продуктового сегмента исходят из принципа, что еду украинцы будут покупать в любом случае. Это особенно касается группы социальных продуктов — овощей, круп, молока и хлеба. Картофель испытал искусственное нагнетание продавцами ажиотажа, из-за чего наценка достигала 300 процентов. Однако и сейчас фермеры предпочитают придержать урожай, чтобы дождаться зимнего возрастания цен.
Спекулятивное поведение украинских производителей и продавцов делает импортные продукты всё более привлекательным для кошельков обычных граждан. Поставщики импорта увидели спрос, и естественно отреагировали на него. При мониторинге розницы в 2018 году импортные продукты занимали 10 процентов от общего числа, сейчас этот показатель приблизился к 15 процентам, что является очень значимым изменением.
Помимо выгодных цен, нельзя не учитывать важнейший фактор вкусового качества. Украинские потребители признают импортные продукты гораздо более вкусными, что лишь ускоряет вытеснение местной продукции с прилавков.