Принятие Россией закона о предустановке софта на смартфоны и компьютеры направлено на защиту интересов российских айти-компаний – считает директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков.
Перед нами рамочный законопроект
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который предусматривает «предустановку на смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией Smart TV приложений, ориентированных на российскую аудиторию». Поэтому после того, как этот закон вступит в силу, при продаже устройств на них должно быть в обязательном порядке предустановлено российское программное обеспечение.
Порядок этой предварительной установки будет определять правительство РФ, а сам закон направлен на продвижение отечественных айти-технологий. В качестве мотивации приводится ситуация с Huawei, когда правительство США в рамках санкций ограничило китайской компании доступ к американскому программному обеспечению.
«Перед нами большая проблема, поскольку, когда этот законопроект только обсуждали, никто не предупредил бизнес, как он будет работать. Например, в России есть две операционные системы – Yandex и Mail, в последней также используются алгоритмы Yandex. И возникает вопрос, какой из этих сервисов будет ставиться на гаджетах», - констатирует Зыков.
Допустим, с поиском можно разобраться, поскольку существует закон, который предполагает возможность выбора, но вот как быть с другими сервисами, которые обычно не предустанавливаются на гаджетах, продающихся в России.
«Например, «Яндекс-еда» и Delivery club. Какую из этих программ должны предустановить продавцы гаджетов. Пока никто не понимает по какому принципу будут выстроены требования к устройствам в плане обязательной предустановки», - резюмирует Зыков.
Здесь немало вопросов, поскольку непонятно, какие программы должны быть в обязательном пакете и какое конкретно их количество. Этот момент должен быть урегулирован правительством РФ, причем решить его непросто. Ведь сразу возникнут вопросы, а на каком основании сюда был включен тот или иной клиент, поэтому правительство РФ не должно спешить со своим решением.
Краеугольным камнем является судьба компании Apple в России
«Второй важный момент – это судьба фирмы Apple в России. По этому вопросу нет полной ясности, хотя бы из-за того, что эта компания на свои девайсы никогда не ставит предустановкой локальные программы», - заключает Зыков.
В основе пакета Apple числятся только собственные программные решения и решения компании Google. Пока не ясно, будут ли американцы готовы выполнить наши требования и не приведет ли отказ к Apple к закрытию продаж продукции этой компании в России.
«Есть ощущение, что в случае, если Apple не пойдет на встречу российскому законодательству, то это обернется закрытием продаж продукции этой компании, но, на самом деле, американцы чаще идут на уступки России, чем наоборот», - констатирует Зыков.
В качестве примера Зыков приводит то, что в своем приложении «Погода» компания Apple обозначила Крым в качестве российского региона. Это серьезная уступка с большими политическими последствиями для всех, и в этом в Apple решили пойти на встречу нашей стране.
«По предустановке чего-либо российского на продукцию Apple много вопросов, но все зависит от требований, которые представит правительство РФ в рамках подписанного сегодня президентом закона», - резюмирует Зыков.
В случае, если Россия и Apple не договорятся, то возможно введение запрета на легальные продажи гаджетов компании на российской территории, а также запрет на их ввоз в Россию. Еще одним вариантом может быть продолжение переговоров, как с Twitter и Facebook.
Государству нужно наладить диалог с бизнесом
«Многие лидеры российского рынка выступили против этого закона и даже написали письмо президенту РФ, но, как отметил Песков, в Кремле этого документа так и не увидели. Понятна и причина этого закона, которая заключается в попытке защитить российские компании от натиска американских и дать им привилегированное положение, как это происходит у нас в кино», - заключает Зыков.
В России существует общероссийский прокат, который регулирует своими распоряжениями Минкультуры РФ, и для того, чтобы защитить определенные российские картины, в ведомстве периодически переносят показ популярных зарубежных фильмов.
«При принятии таких законопроектов, стоило бы все это обсудить с отраслью. Ведь президент в 2015 году встречался с «айтишниками» и тогда стороны неплохо поговорили, а Клименко стал советником главы государства. К моему сожалению, с тех пор ни одной такой встречи больше не произошло, из-за чего возник разрыв мнений между государством и бизнесом», - констатирует Зыков.
Зыков считает, что для преодоления сложившейся ситуации нужно провести новые консультации, ведь перед нами важнейший вопрос, из-за чего по этому закону высказались крупнейшие игроки российского рынка.
«По крайней мере, нужна более глубокая разъяснительная работа государства, поскольку пока нет ясности, как этот закон будет работать. Может быть, закон будет работать хорошо, но пока никто не знает о его принципах», - резюмирует Зыков.
Есть только тезис, что данный закон направлен на развитие российского айти-бизнеса, но порядок этого не понятен.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 8
комментариев 728
Рейтинг поста:
--------------------