Москва, 2 декабря - "Вести.Экономика". Почему ФРС отказывается называть программу скупки активов QE, чего боится самый могущественный ЦБ в мире и как его политика влияет на динамику рынков?
Запуск последней программы покупки активов со стороны ФРС сопровождался активной вербальной гимнастикой, в рамках которой регулятор пытался убедить всех, что это не QE, а нечто совсем другое - программа, направленная исключительно на увеличение резервов в банковской системе.
Тем не менее у самих банков хватило смелости публично заявить, что данная программа - это все же количественное смягчение.
В ходе октябрьской пресс-конференции FOMC председатель ФРС Джером Пауэлл заявил, что "покупки векселей не следует путать с крупномасштабной программой покупки активов, которая была развернута после финансового кризиса": "Напротив, покупка векселей не должна существенно влиять на спрос и влиять на более долгосрочные ценные бумаги или финансовые условия в более широком смысле".
Председатель Пауэлл также дал краткое определение QE, описав два основных элемента: 1) поддержка цен на долгосрочные трежерис и 2) смягчение финансовых условий.
Проблема в том - это отмечали многие эксперты и об этом писали аналитики Bank of America, - что программа закупок векселей работает на обоих фронтах и поэтому похожа на QE, за одним исключением: у нее нет так называемого forwrd guidance, то есть нет ясности, как она будет трансформироваться в дальнейшем.
Итоги прошедшей недели Алексей Бобровский обсудил с экономическим обозревателем Олегом Богдановым в программе "Верным курсом" на YouTube-канале.
Федрезерв пытается ввести рынок в заблуждение, при этом, по мнению Bank of America, он делает следующее: продолжает смягчать монетарную политику, хотя и поставил снижение ставок на паузу. ФРС смягчает финансовые условия, снижая стоимость левериджа, что в целом поддерживает цены активов, правда, потенциально за счет увеличения системного финансового риска.
И хотя мы неоднократно спорили, почему мы думаем, что, лишившись всего своего смыслового облика, последняя программа покупки активов ФРС, по сути, является QE, BofA фактически подтвердил, почему мы правы.
Возникает важный вопрос: почему ФРС так беспокоится о том, чтобы не называть свою программу QE?
На самом деле есть несколько причин, по которым ФРС прилагает огромные усилия, чтобы дать миру понять, что ее покупки не являются QE и не отражают каких-либо изменений в позиции денежно-кредитной политики.
Регулятор просто не хочет показывать своего беспокойства по поводу будущих экономических перспектив. Действительно, зачем запускать QE, если экономика "никогда не была сильнее", а ФРС еще в декабре прошлого года повышала ставки.
К тому же Федрезерв, похоже, очень боится использовать весь арсенал снижения ставок, а к отрицательным ставкам прибегать не собирается, поскольку понимает, что этот инструмент себя не оправдал.
Вполне вероятно, уже в начале следующего года дополнительные десятки миллиардов резервов будут иметь необходимый успокаивающий эффект, но сохраняются опасения относительно того, как ФРС сможет обеспечить устойчивость рынка РЕПО в период провала в банковском кредитном цикле.
И именно здесь предупреждение BofA достигает крещендо, потому что, хотя РЕПО полностью обеспечено и, следовательно, содержит незначительный кредитный риск контрагента, "может возникнуть ситуация, когда банки захотят быстро перераспределить средства, например, во время денежного прогона или ликвидации на каком-либо рынке, вызванной внезапной переоценкой стоимости, как в 2008 г.".
По мнению Bank of America, новый режим денежно-кредитной политики фактически увеличивает системный финансовый риск, делая рынки РЕПО более уязвимыми.
Некоторые эксперты, в том числе бывший президент ФРБ Нью-Йорка Уильям Дадли, утверждают, что последний финансовый кризис частично был вызван нежеланием ФРС ужесточать финансовые условия, хотя на рынках жилья появились первые признаки "пузыря".
Критика политики ФРС со стороны банков показывает, как участники рынка реагируют на расширение баланса ФРС, который только за последние три месяца вырос на $293 млрд.
Zerohedge
Что любопытно, как во времена QE1, QE2, операции Twist и QE3, акции росли в цене каждую неделю, когда баланс ФРС увеличивался.
Zerohedge
На диаграмме видно, что как только баланс ФРС сократился, индекс S&P 500 завершил неделю снижением. Впрочем, это была единственная неделя за последние два месяца. Похоже, Федрезерв будет делать все возможное, чтобы фондовые индексы росли все выше и выше, даже если это противоречит здравому смыслу.
Исходя из этой логики, для того чтобы понять, как будет вести себя фондовый рынок США, можно просто изучить расписание предстоящих операций регулятора на открытом рынке. Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|