Партнёрство, объединяющее 16 стран — 10 стран АСЕАН плюс Китай, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и, в теории, Индия — представляет 3,56 миллиарда человек и 29% мировой торговли.
Предсказуемо, что оно представляется как крупное событие среди множества встреч высокого ранга, связанных с 35 саммитом АСЕАН в Таиланде, поскольку ВРЭП де-факто ещё более интегрирует азиатские экономики с Китаем так же, как администрация Трампа занимается полномасштабной борьбой против всего от Инициативы «Пояса и Пути» до «Сделано в Китае 2025».
Заместитель министра иностранных дел Китая Лэ Юйчэн был категоричен: «Сначала 15 стран решили двигаться вперёд». И он добавил, что «в следующем году не будет никаких проблем для 25 стран подписать соглашение о ВРЭП», когда Вьетнам займёт место председателя АСЕАН.
Нетрудно вычислить, где именно скрыта «проблема».
Махатир «разочарован»
Дипломаты подтвердили, что в Таиланде Нью-Дели выступил с рядом требований в последнюю минуту, вынудив многих работать глубокой ночью и безуспешно. Министр торговли Таиланда Джурин Лаксанавист, пытался храбриться: «Переговоры прошлой ночью были решающими».
Не стали. Премьер-министр Малайзии — чьё выражение лица на общем фото бесценно, когда он пожимал руку Аун Сан Су Чжи слева и никого не было справа — уже сдался. «Мы крайне разочарованы», сказал он, добавив: «Одна страна предъявляет требования, которые мы не можем принять».
АСЕАН, сведя этот момент к пунктуальному протоколу и спасению лица, настаивают, что несколько нерешённых проблем «будут решены к февралю 2020 года», причём текст всех 20 хартий РВЭП завершает «ожидание резолюции одного» члена.
ВРЭП охватывает огромную область, включая торговлю товарами и услугами, инвестиции, интеллектуальную собственность и разрешение споров. «Проблема» Индии крайне сложна. На самом деле Индия уже имеет соглашения о свободной торговле со странами АСЕАН.
На деле ВРЭП распространит это соглашение на других крупных игроков, включая Китай, Японию и Южную Корею.
В Нью-Дели настаивают на защите фермеров, владельцев молочных товаров, обслуживании, секторов автомобильной промышленности — особенно гибридных и электрических машин и крайне популярных трёхколесных велосипедов — и по большей части малого бизнеса по всей стране, которая была бы опустошена расширяющимся цунами китайских товаров.
Сельское хозяйство, текстиль, сталь и горнодобывающие интересы в Индии полностью против ВРЭП.
Хотя Нью-Дели никогда не упоминает о качестве японских или южно-корейских товаров. Всё дело в Китае. Нью-Дели утверждает, что подписание того, что широко интерпретируется как соглашение о свободной торговле с Китаем, вызовет резкий рост уже весьма значительного ежегодного торгового дефицита в US$57 миллиардов.
Едва скрытый секрет в том, что экономика Индии при рекордно низких показателях в истории наследственно протекционистская. Не существует способа снять сельскохозяйственные тарифы, защищающие фермеров, который не вызвал бы социального катаклизма.
Моди, не являющийся жёстким государственным деятелем с глобальным видением, находится между Сциллой и Харибдой. Президент Си Цзиньпин на недавнем неофициальном двустороннем саммите предложил ему «100-летний план» китайско-индийского партнёрства.
Индия состоит в БРИКС, она является частью тройки Россий-Индия-Китай, являясь центром БРИКС, и также членом ШОС.
Геополитически как и геоэкономически вряд ли есть смысл для Индии быть вне ВРЭП — это означает исключение из восточно-азиатской и южно-восточной азиатской интеграции. Единственное возможное решение, возможно, разработать двустороннее соглашение Индия-Китай в рамках ВРЭП.
Остаются вопросы, смогут ли оба действующих лица его выработать до Вьетнамского саммита в 2020 году.
Собирая всё вместе
Индия представляет собой лишь часть истории о саммите в Таиланде. На важном Восточно-Азиатском саммите все активно обсуждали многочисленные пути к мультикультурализму.
Администрация Трампа рекламирует то, что она называет Свободной и Открытой Индо-Тихоокеанской Стратегией — то есть де-факто очередной стратегией сдерживания Китая, собравшей США, Индию, Япония и Австралию. Индо-тихоокеанская она по большей части в представлении Моди. Проблема в том, что «Индо-тихоокеанская» как врут США, и ВРЭП несравнимы.
А АСЕАН выдвинула собственную стратегию: взгляд АСЕАН на Индо-Тихоокеанское партнёрство (AOIP) — включающую всевозможную прозрачность, хорошее управление, достойное развитие и основанные на принципиальных нормах плюс подробности относительно связности и разрешения морских споров.
Все 10 членов АСЕАН за, это на самом деле была идея Индонезии. Увлекательно осознавать, что Бангкок и Джакарта вместе работали за закрытыми дверями не менее 18 месяцев, чтобы достичь полного консенсуса среди 10 АСЕАН.
На самом деле самым большим событием в Таиланде стало схождение мириадов шагов в направлении азиатской интеграции. Премьер-министр Китая Ли Кэцян расхваливал перспективы интеграции «Пояса и Пути» с так называемым мастер-планом действий АСЕАН, составляющим связующую часть AOIP.
Мун Джэин из Южной Кореи перескочил к воспеванию ценностей своей Южной политики, это по сути интеграция северо-восточной и юго-восточной Азии. И не будем забывать о России.
На саммите АСЕАН по бизнесу и инвестициям премьер-министр России Дмитрий Медведев собрал всё воедино; расцвет Великого Евразийского Партнёрства, объединение ЕАЭС, АСЕАН и ШОС, не говоря уж, по его собственным словам, «о других возможных структурах», то есть «Поясу и Пути».
«Пояс и Путь» мощно развивают свои связи с ВРЭП, ЕАЭС и даже южно-американским Меркосур — когда Бразилия в конце концов выпнет Жаира Болсонару из властных структур.
Медведев отметил, что такое слияние интересов было единогласно поддержано на состоявшемся в Сочи в 2016 году саммите Россия-АСЕАН.
Вьетнам и Сингапур уже заключили соглашения о свободной торговле с ЕАЭС, на подходе соглашения с Камбоджей, Таиландом и Индонезией.
Ещё Медведев отметил, что в конце октября было подписано соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС. Следующая Индия, и взаимовыгодное торговое соглашение между союзов и Ираном тоже уже подписано.
В Таиланде китайская делегация не обращалась непосредственно к Свободной и Открытой Индо-Тихоокеанской стратегии США. Это сделал Медведев, и сделал мощно:
«Мы за установление эффективной системы отношений между государствами, которая была сформирована на основе АСЕАН и продемонстрировала прекрасные показатели за многие годы».
«В этом смысле мы считаем инициативу США серьёзным вызовом для стран АСЕАН, поскольку она может ослабить позиции ассоциации и лишить её статуса ключевого действующего лица в работе с региональными проблемами безопасности».
Саммиты приходят и уходят. Но произошедшее в Таиланде останется ещё одной наглядной иллюстрацией мириадов согласованных шагов, ведущих к прогрессивной необратимой интеграции Азии — и Евразии. Теперь Моди решать, впрыгнет ли он на уходящий поезд — и когда