1. Госдума приняла федеральный бюджет России на следующие три года. Он не просто стал несколько больше предыдущего по объёму и не просто вводит некоторые новые программы, вроде «Земского учителя». Иван Данилов пишет, что этот бюджет должен стать первым в российской истории, когда предусмотренные для регионов деньги будут выделены сразу и их можно будет использовать в самом начале нового года (напомню, что в текущем году позднее выделение средств замедлило темпы реализации национальных проектов):
https://ria.ru/20191119/156112...
Главные поправки (из более четырех сотен, которые приняла Госдума) сводились к четырём важным предложениям. Первая важная поправка: Госдума предложила правительству фактически переформатировать расписание финансирования регионов, и теперь деньги будут поступать в начале года. Второе важное предложение касалось выравнивания бюджетного обеспечения регионов: если очень грубо, то за этим техническим термином скрывается неприятная реальность — есть регионы, которые получают и зарабатывают так мало денег, что любые попытки ускорить социально-экономическое развитие наталкиваются на серьезные сложности. Госдума предложила, а правительство согласилось помочь этим регионам с федеральным софинансированием — теперь десять регионов с наименьшей бюджетной обеспеченностью (такие как Псковская область, Курганская область, Карелия и другие) могут рассчитывать на радикально увеличенное (до 99 процентов) федеральное софинансирование в рамках нацпроектов и госпрограмм.
Также Минфин согласился на поправки, направленные на стимулирование инвестиций в регионах и ослабление их долговой нагрузки. В 2014-2016 годах, в период ухудшения экономической конъюнктуры, федеральный центр провел массовую замену дорогих банковских кредитов, которые брали региональные власти, на дешевые кредиты из федерального центра. Но даже эта серьезно облегченная долговая нагрузка в определенной мере ограничивает финансовые возможности регионов. Правительство согласилось со следующей схемой стимулирования региональных экономик: регионам теперь разрешат направлять до пяти процентов долга по бюджетным кредитам на инвестпроекты. Более того, дополнительные средства, которые федеральный бюджет получит от реализации этих инвестпроектов, пойдут на сокращение долгов регионов.
Последний ключевой вопрос — это принципиальное решение о направлении дополнительных «ненефтегазовых» доходов на развитие сельских территорий. Радикальное увеличение финансирования российских сельских территорий — это важное изменение в бюджете, которое обсуждалось на уровне спикера Госдумы и председателя правительства. С первоначальных 18 миллиардов рублей сумма была увеличена двукратно — до 36 миллиардов. Конечной целью объявлено увеличение финансирования сельских территорий до 60 миллиардов рублей уже в следующем году.
Итак, правительство всерьёз собирается помогать отстающим регионам и территориям. Причём помогать умно: регионам, которые запутались в долгах, но готовы их отработать, дадут в руки удочку, а не рыбу, отсрочив сроки выплаты по кредитам.
Если бы я был оптимистичнее, я бы предположил, что теперь будет меньше разговоров о том, что все деньги высасывает Москва, а другим субъектам достаются лишь жалкие крохи. Ведь новый бюджет, очевидно, предполагает выравнивание регионального развития.
2. Продолжая тему потребкредитов. По новостям и соцсетям гуляет цифра в 40 миллионов должников, которые продолжают быстро множиться и якобы вот-вот доведут страну до печального конца.
Если же пройти по ссылкам до первоисточника, то речь идёт вот о чём:
https://iz.ru/942477/vadim-ara...
В России 40 млн граждан имеют займы в банках. При этом у одного заёмщика может быть оформлено несколько кредитных продуктов. Речь идёт о всех видах обязательств: потребительских, ипотечных, по кредитным картам. Каждый четвёртый более 90 дней не вносит деньги по ссуде. Причём результаты III квартала показали увеличение количества таких должников на 4% по сравнению с началом года <…>
В 60% случаев причина выхода на просрочку заключается в финансовых трудностях. Из оставшихся 40% случаев на убежденных неплательщиков приходится 10%, а остальные ссылаются на забывчивость, мошеннические действия, несогласие с суммой долга <…>
Статистика, конечно, не самая приятная, но для страны с населением в 150 миллионов человек совершенно не удивительная.
Как видно, по-настоящему проблемных должников менее 10 миллионов. При этом, как показывает опыт, большая часть дефолтов этих 10 миллионов не сказалась серьёзно на их экономической ситуации — просто они в какой-то момент испортили себе кредитную историю, продолжив при этом спокойно ходить на работу, делать покупки в магазинах, ездить на автомобилях и так далее. В их жизни изменилось только одно: новые кредиты банки им теперь не дают. Может, и к лучшему для них.
3. В Центробанке рассматривают возможность введения единого тарифа на переводы с банковских карт:
https://lenta.ru/news/2019/11/...
ЦБ предлагает, чтобы комиссии на переводы устанавливал сам банк, но при этом не различал адресата. Другими словами, если комиссия будет нулевая, то сделать перевод бесплатно можно будет куда угодно, а если 0,2 процента, то между клиентами одного банка она будет такой же.
Это напоминает историю с отменой национального и сетевого роуминга, которая тянулась долго, но была успешно завершена в этом году. С банками будет даже легче, поскольку у ЦБ теперь есть собственный аналог межбанковской системы SWIFT, да и в целом контроль государства над деятельностью банков за последние несколько лет стал значительно лучше.
Опыт Китая показывает, что скоро наши граждане добровольно и с песней откажутся от наличных в пользу карточных переводов, при этом тот факт, что данные обо всех карточных переводах уже сейчас заносятся в картотеку к Большому Брату их, видимо, не волнует совершенно. И действительно — лично я, к примеру, не знаю ни одного человека, которого взяли бы за задницу за перевод денег с карты частного лица частному лицу. Беспокоиться не о чем! Казалось бы…