Новый прогноз и предписания политических мер, опубликованные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), штаб-квартира которой находится в Париже, стали некоторым отступлением от ее регулярных предупреждений об угрозах росту из-за напряженности в китайско-американских отношениях, слабых инвестиций и торговых потоков. Эти угрозы сохраняются, однако ОЭСР указывает на более системные вызовы, исходящие от изменения климата, технологий и того факта, что текущая торговая война является частью более масштабного сдвига в глобальном порядке.
Главный экономист ОЭСР Лоуренс Бун (Laurence Boone) выразила беспокойство в связи с тем, что в ближайшие десятилетия мир может продолжить страдать, если правительства и дальше будут предлагать только краткосрочные решения в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.
«Больше всего мы обеспокоены тем, что прогнозы продолжают неуклонно ухудшаться, а это является отражением скорее нерешенных структурных проблем, нежели результатом какого-то цикличного потрясения, — отметила Бун. — Будет ошибкой рассматривать эти сдвиги как временные факторы, с которыми можно справиться с помощью внесения поправок в налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику. Эти сдвиги носят структурный характер».
Этот пессимизм в связи с глубинными проблемами глобальной экономики контрастирует с более воодушевляющими сигналами, исходящими от финансовых рынков, где инвесторы все чаще делают ставки на экономический подъем в следующем году, опираясь на недавние сдвиги в торговых переговорах. Morgan Stanley прогнозирует увеличение темпов роста глобальной экономики с начала следующего года, хотя риски все еще смещены в сторону понижения, а Goldman Sachs считает, что поступающие в последнее время положительные новости означают, что темпы роста будут постепенно восстанавливаться.
Согласно прогнозам ОЭСР, в этом и следующем году глобальный рост составит 2,9%, а в 2021 году он немного увеличится — до 3%. ОЭСР понизила свой прогноз для США на 2019 год с 2,4% до 2,3%, и оставила прогноз на 2020 год на уровне 2%.
Что касается торговли, как отмечает ОЭСР, риск дальнейшей эскалации напряженности вызывает «серьезное беспокойство». Что еще тревожнее, даже если недавно введенные ограничения будут сняты, неопределенность сохранится. Это негативно скажется на росте производственных инвестиций в крупных развитых экономиках, которые, как прогнозирует ОЭСР, замедлятся примерно до 1,25% с 2% в 2018 году.
Проблемы в сфере торговли и инвестиций означают, что правительствам необходимо внести в свою политику глубокие изменения, а не просто отменить те тарифы, которые были введены за последние два года. Для этого может потребоваться внести изменения в глобальные нормы и сократить субсидии, оказывающие негативное влияние на торговлю.
ОЭСР также призвала радикальным образом переосмыслить экологическую политику на фоне разрушительных лесных пожаров в Австралии и наводнения в Венеции, которые некоторые эксперты связывают с изменениями климата. Кампания против увеличения выбросов углекислого газа привела к возникновению целых протестных движений, таких как движение «flight shaming», сторонники которого сознательно отказались от авиаперелетов.
Несомненно, климатические явления наносят вред глобальной экономике, но то, как правительства стран реагируют, и какие нормы они вводят, тоже имеет большое значение. По словам Бун, в отсутствие четкой политики в таких вопросах, как налог на выбросы углерода, отсрочки в производственных инвестициях будут иметь «катастрофические последствия для роста и занятости».
Хотя налого-бюджетное стимулирование может дать толчок в краткосрочной перспективе, по мнению Бун, необходимо сосредоточиться на долгосрочных прогнозах, в том числе на создании целевых инвестиционных фондов.
«Ситуация остается хрупкой, и структурные вызовы пугают, — отметила Бун. — У нас есть уникальное окно возможностей, позволяющее нам избежать стагнации, которая причинит вред большинству людей: необходимо восстановить определенность и инвестировать на благо всех без исключения».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.