Финляндия пострадала от антироссийских санкций, введенных Евросоюзом, меньше, чем в среднем другие страны. К такому выводу пришел в своем докладе Исследовательский институт экономики Финляндии ETLA (Elinkeinoelämän tutkimuslaitos).
Причина таких показателей заключается в том, что еще до введения санкций экспорт финских продуктов, позже ставших санкционными, был по сравнению с другими странами менее значительным.
«Доля финских товаров, экспортируемых в Россию, на которые позже были наложены санкции, часто была меньше, чем в среднем в остальном мире. Очевидно, что в таком случае Финляндия меньше пострадала от снижения экспорта», — сообщает исследователь ETLA Бригитта Берг-Андерссон (Birgitta Berg-Andersson).
Экономические санкции сильнее сказались на состоянии экономики США, Франции, Австралии и Латвии, считают в организации ETLA.
Евросоюз ввел экономические санкции против России в 2014 году после оккупации Крыма в 2014 году и вследствие кризиса на Украине. Санкции коснулись, в том числе, оружия и товаров двойного назначения, а также услуг и продуктов, связанных с добычей и производством нефти. Кроме этого, на экономические отношения с Крымом и Севастополем были наложены отдельные ограничения.
Антироссийские экономические санкции также поддержали другие западные страны, не входящие в состав ЕС — в том числе, США, Канада, Австралия и Норвегия.
До введения санкций доля финских товаров, экспортируемых в Россию и позже ставших санкционными, составляла 0,24-0,52% от всего экспорта финских товаров в Россию — за исключением показателей отдельных лет. В других странах доля таких товаров в среднем составляла 0,72-1,64%.
В 2016 году, после введения санкций, доля финских санкционных товаров, экспортируемых в Россию, сократилась до 0,19% от всего экспорта финских товаров в Россию. В остальном мире этот показатель составил в тот год 0,49%.
Страны, которые ввели санкции, не прекратили экспорт санкционных товаров в Россию полностью. Это связано, в том числе, с тем, что запрет на экспорт не коснулся договоров, которые были заключены до вступления санкций в силу.
Сохранение экспорта в какой-то степени затрудняет оценку эффективности санкций, считает Берг-Андерссон. И все же можно сказать, что определенный эффект они оказали.
«Экспорт санкционных товаров значительно снизился. В этом отношении санкции были очень эффективными», — говорит она.
С другой стороны, экспорт санкционных товаров мог в какой-то степени сократиться и независимо от санкций, поскольку слабое развитие экономики России в целом снизило показатели экспорта.
В период с 2005 по 2014 год экспорт в Россию зарубежных товаров, позже ставших санкционными, ежегодно приносил в среднем 1,8 миллиарда евро. После введения санкций, в период с 2015 по 2017 год, этот показатель снизился до 700 миллионов евро.
Финляндия, в свою очередь, в период с 2005 по 2014 год ежегодно экспортировала в Россию товары, позже попавшие под санкции, на сумму 53 миллиона евро. В период с 2015 по 2017 год сумма снизилась в среднем до шести миллионов евро в год.
В докладе ETLA в первую очередь изучается эффект от санкций, введенных ЕС. Организация не изучала влияние российских контрсанкций, которые затронули, в частности, сельское хозяйство и продукты питания. Их воздействие на Финляндию оказалось более значительным, чем влияние санкций ЕС, сообщает Берг-Андерссон. Ранее ETLA изучала этот вопрос в 2016 году.
Воздействие санкций на российскую экономику в докладе не изучается. Согласно недавней оценке Международного валютного фонда (МВФ), начиная с 2014 года санкции сокращают рост российской экономики на 0,2% ежегодно. Вместе с эффектом от падения цен на нефть этот показатель составил около 1%.
Исследование ETLA проводится в рамках исследовательского проекта, финансируемого Государственным советом Финляндии. ETLA работает над проектом вместе с Институтом внешней политики Финляндии (Ulkopoliittinen instituuti, UPI). Заключительный доклад будет опубликован в начале 2020 года, в связи с чем ETLA также изучит, в частности, влияние российских контрсанкций на экономику разных стран.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.