Программа создания истребителей-бомбардировщиков F-35 – самая дорогостоящая за всю историю Соединенных Штатов. Об этом заявил на слушаниях в Конгрессе США о ходе реализации этой программы председатель подкомитета по вопросам боеготовности комитета Палаты представителей по делам вооруженных сил конгрессмен Джон Гараменди, передает ТАСС.
Он отметил, что расходы на приобретение самолетов, как ожидается, превысят $406 млрд, а расходы на их содержание на протяжении 60 лет эксплуатации превысят $1 трлн.
"После почти двух десятилетий разработки эта программа вступает в период, когда самолеты испытывают в реальной обстановке. Самолеты уже участвовали в боевых вылетах. ВВС, ВМС, Корпусу морской пехоты США, а также нашим международным партнерам передано более 450 самолетов. К 2023 году число этих самолетов в мире превысит 1100, они будут развернуты в 43 точках", – отметил Гараменди.
В этой связи конгрессмен подчеркнул, что вопросы надежного обеспечения самолетов запасными частями и техническим обслуживанием приобретает особое значение. Из-за проблем с логистикой, указал он, лишь около половины общего числа самолетов могли совершать полеты в 2017 и 2018 годах. В свою очередь конгрессмен Дональд Норкросс отметил, что выпускаемая сейчас модификация самолета – 3F – "лишь частично боеготова" из-за проблем с обеспечением малозаметности.
На проблемы с эксплуатацией F-35 указала и руководитель департамента оборонного потенциала и управления Главного бюджетно-контрольного управления США (Счетной палаты) Дайана Маурер. По ее словам, "мощь ВВС США зависит от использования потенциала F-35, а потенциал этого самолета зависит от того, насколько успешно его будут обеспечивать запчастями и техобслуживанием". Она подчеркнула, что самолет пока "не летает так, как ожидалось", поскольку примерно на треть полетов оказывают влияние отсутствие запасных частей или другие проблемы.
F-35 – это многоцелевая боевая машина, спроектированная с использованием технологии уменьшения заметности и способная нести ядерное оружие. Вместе с США в проекте ее создания до недавних пор принимали участие восемь стран: Австралия, Великобритания, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция. Эти самолеты приобретают также Израиль и Япония.