Альтернатива инициативе «Один пояс-путь» со стороны США, Австралии и Японии помогает понять, почему США отправили в Таиланд делегацию низкого уровня и почему Индия отказалась от участия во ВРЭП*.
Председатель КНР Си Цзиньпин шесть лет назад запустил «Новый шелковый путь», теперь более известный как «Инициатива» — крупнейший, самый амбициозный, панъевразийский инфраструктурный проект XXI века.
При администрации Трампа 24 часа в сутки семь дней в неделю «Один пояс, один путь» демонизируют, распространяя ядовитый коктейль страха и сомнений. Причем Пекин обвиняют во всем — от погружения бедных стран в «долговую ловушку» до вынашивания злых замыслов мирового господства.
А сейчас, наконец, наступает то, что может быть описано как институциональный американский ответ на «Один пояс, один путь» — Сеть «Голубая точка» (the Blue Dot Network).
Официально «Голубая точка» (Blue Dot) описывается, как средство содействия глобальному многостороннему «устойчивому развитию инфраструктуры в Индо-Тихоокеанском регионе и во всем мире».
Это совместный проект Корпорации частных зарубежных инвестиций США (US Overseas Private Investment Corporation) в партнерстве с министерствами иностранных дел и торговли Австралии, а также Японским банком международного сотрудничества.
Теперь сравните это с тем, что произошло на этой же неделе на открытии Китайской международной выставки импорта в Шанхае.
Как подчеркнул Си: «На сегодняшний день в рамках инициативы „Один пояс, один путь“ Китай подписал 197 документов о сотрудничестве со 137 странами и 30 международными организациями».
Это то, против чего нацелена «Голубая точка» — особенно на Глобальном Юге. Ну, не совсем. Дипломаты стран Глобального Юга в неформальных контактах давали понять, что на них это впечатления не произвело. Они, возможно, могли бы рассматривать «Голубую точку» как проект, стремящийся конкурировать с инициативой «Один пояс, один путь». Но проект такой, который движим частными финансами — в основном, и теоретически, — американскими.
Они насмехаются над перспективой того, что «Голубая точка» будет включать в себя какой-то механизм рейтингов, который будет позиционироваться как инструмент проверки и понижения проектов «Один пояс, один путь». Вашингтон преподнесет это как процесс «сертификации», который будет устанавливать «международные стандарты». При этом подразумевается, что «Пояс-путь» стандартам не соответствует. Будут ли страны Глобального Юга обращать внимание на эти новые рейтинги — вопрос открытый.
Пример Японии
«Голубую точку» также следует понимать в прямом сравнении с тем, что только что произошло в Таиланде на саммите, в центре внимания которого находились встречи лидеров стран Восточной Азии, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП).
Возникновение «Голубой точки» объясняет, почему США отправили в Таиланд всего лишь делегацию низкого уровня, а также, в значительной степени, то, почему Индия опоздала на поезд ВРЭП, когда покидала паназиатскую станцию.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди все еще находится между молотом (стратегией Вашингтона по Индо-Тихоокеанскому региону) и наковальней (интеграцией в Евразию). Эти направления движения взаимно несовместимы.
«Голубая точка» является де-факто бизнес-расширением в Индо-Тихоокеанский регион, которое объединяет США, Японию, Австралию и Индию — членов Quad**. Это зеркальное отражение — несуществующего — Транстихоокеанского партнерства администрации Обамы в связи с — также несуществующим — «поворотом в сторону Азии».
Неясно, присоединится ли Нью-Дели к «Голубой точке». Он отклонил «Пояс-путь» и — не окончательно и бесповоротно — ВРЭП. АСЕАН попыталась проявить смелость и настоять на том, что различия будут сглажены, а все 16 членов ВРЭП подпишут соглашение во Вьетнаме в 2020 году.
Тем не менее, суть заключается в том, что Вашингтон будет продолжать манипулировать Индией всеми средствами, которые он сочтет необходимыми для торпедирования — по крайней мере, на Южноазиатском театре — потенциала инициативы «Один пояс, один путь», а также идеи еще большей интеграции в Евразии.
И все же, после всех этих лет безостановочной демонизации, лучшее, что Вашингтон смог придумать, так это украсть идею «Пояс-путь» и переодеть ее в платье финансирования частным банком.
Теперь сравните это, например, с работой Института экономических исследований АСЕАН и Восточной Азии (Economic Research Institute for ASEAN and East Asia***). Они предпочитают «Перспективу АСЕАН по Индо-Тихоокеанскому региону» (ASEAN Outlook on the Indo-Pacific), оригинальную индонезийскую идею, а не какую-то американскую версию. Президент института Хидетоши Нисимура описывает его как «руководство для партнеров по диалогу» и подчеркивает, что «собственное видение Японии в отношении Индо-Тихоокеанского региона очень хорошо согласуется с АСЕАН».
Нисимура отмечает: «…хорошо известно, что на протяжении последних пяти десятилетий Япония была основным донором и реальным партнером в экономическом развитии Юго-Восточной Азии». Он также превозносит ВРЭП как «символ свободной торговли». Китай и Япония твердо стоят за ВРЭП. А Пекин также твердо подчеркивает прямую связь между ВРЭП и проектами «Пояс-путь».
В конце концов, «Голубая точка» может стать не более чем пиар-упражнением, слишком маленьким или слишком поздним. Она не остановит продвижение проекта «Один пояс, один путь». Это не помешает китайско-японскому инвестиционному партнерству. Это не помешает тому, чтобы весь Глобальный Юг осознал, что таким образом происходит превращение доллара США в оружие в геополитических целях.
И это не похоронит преобладающий скептицизм по поводу проектных навыков гипердержавы, выполняющей миссию по краже нефтяных запасов другой страны в рамках незаконной оккупации Сирии.
Автор: Пепе Эскобар — Pepe Escobar — геополитический аналитик, специальный корреспондент портала Asia Times.
Перевод Сергея Духанова.
Публикуется с разрешения издателя.
Статья была опубликована в Asia Times.
Copyright © Pepe Escobar, Global Research, 2019
Новости России: В Кремле оценили идею Назарбаева организовать встречу Путина и Зеленского
* ВРЭП, Всестороннее региональное экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) — объединение 16 стран — десятка стран АСЕАН, а также Китай, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия.
** Quad — Quadrilateral Security Dialogue, известный также как QSD, неофициальный стратегический диалог между Соединенными Штатами, Японией, Австралией и Индией, который поддерживается переговорами между странами-членами.
*** Economic Research Institute for ASEAN and East Asia или ERIA — международная организация, созданная в Джакарте, Индонезия, в 2008 году по официальному соглашению лидеров 16 стран восточноазиатского региона для проведения исследовательской деятельности и выработки политических рекомендаций для дальнейшей экономической интеграции в Восточной Азии.