Направляемые на малообеспеченные группы населения пособия не такие большие по сравнению с общим объемом пособий, поэтому многие эксперты говорят о низкой адресности системы социальной защиты в целом. Дополнительные средства и целевой подход при их распределении могли бы помочь снизить остроту проблемы бедности в России.
Социальная поддержка в России
Для снижения количества бедных в России на 40% достаточно выделять дополнительно 200 миллиардов рублей в год, считает глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По подсчетам Центра стратегических разработок (ЦСР), всего за чертой бедности в стране живут порядка 20 миллионов россиян, поэтому Кудрин предлагает потратить около 10 тысяч рублей на человека в год.
Всего Россия в настоящее время тратит на социальную поддержу около 11 триллионов рублей, или почти 11% ВВП. В числе прочего туда входят трансферт в Пенсионный фонд и различные выплаты и льготы для инвалидов, матерей с детьми и других категорий граждан, отмечает Кудрин в интервью ТАСС. Решением проблемы может стать обновление системы социальных выплат, чтобы государство помогало наиболее нуждающимся людям.
«Есть соцподдержка и действительно объемы ее достаточно велики, но далеко не вся она идет на бедные слои населения с доходом ниже величины прожиточного минимума. Если мы говорим о людях с доходами ниже величины прожиточного минимума, то чтобы довести их доходы до черты бедности, им нужно доплатить дефицит доходов, который у них есть. По данным Росстата, в среднем этот показатель на одного члена малоимущей семьи составляет чуть больше 3 тысяч рублей.
Но основная проблема в том, что бедные у нас – это семьи с детьми. С одной стороны, программы помощи бедным семьям с детьми до 1,5-3 лет предполагают относительно высокие размеры пособий. Не так давно президент подписал федеральный закон о дополнительных выплатах на первого и второго ребенка, родившихся после 2018 года. Но после трех лет такие пособия получают дети из малообеспеченных семей, и размеры пособий здесь наоборот низкие.
Если мы говорим о региональных пособиях, то они могут составлять 100-300 рублей на ребенка в месяц. Такая сумма, конечно, не позволяет преодолеть черту бедности. Более того, это пособие выплачивается только на ребенка, а если вся семья является малоимущей, то родителям тоже не хватает до прожиточного минимума», - объясняет ситуацию с социальными выплатами эксперт Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, кандидат экономических наук Елена Гришина.
Учет всех членов семьи
Премьер-министр Дмитрий Медведев ранее также отмечал, что поддержку стоит выдавать по адресному принципу, иначе те, кто реально нуждается в помощи, получат очень немного. Самые невысокие доходы в России, по словам премьера, получают пенсионеры, большие семьи и люди с проблемами со здоровьем. Эксперты соглашаются с подобными категориями наиболее нуждающихся граждан. Для оказания помощи бедным семьям необходимо перейти при оценке уровня бедности от концепции дохода конкретного человека к концепции дохода семьи.
Сейчас же, если доход одного из членов семьи или их совокупный доход не покрывает уровень прожиточного минимума семьи, который установлен в РФ, то это отражается и на увеличении показателя бедности. При этом в категорию бедных они не попадают, потому что по отдельности их доходы выше прожиточного минимума. Если же распределять их на всю семью, в том числе детей на иждивении, то денег уже недостаточно для покрытия минимальных благ семьи.
«Объем пособий, который направляется на малообеспеченные группы, не такой большой по сравнению с общим объемом пособий. Многие эксперты справедливо говорят о низкой адресности системы социальной защиты в целом. Дополнительные средства, которые бы целевым образом направлялись на эти группы, могли бы помочь снизить остроту проблемы бедности.
Именно в этом состоит идея главы Счетной палаты - рассчитывать выплаты не только на ребенка, а с учетом всех членов семьи. Здесь важно учитывать дефицит всей семьи, такой подход может эффективнее сокращать бедность. Если помощь будет более значительной, то предстоит продумать механизм социального контракта, так как предоставлять какие-то значительные средства без условия обязательного трудоустройства для трудоспособных членов семьи не самый лучший вариант. Об этом наглядно свидетельствует зарубежный опыт», - отмечает Гришина.
Адресные программы поддержки
Среди прочего все чаще звучат предложения изменить состав продуктовой корзины в сторону более правильного и сбалансированного питания. Есть вопросы и к непродовольственной части, где необходимо уходить от коэффициентов, которые не в полной мере учитывают разницу в динамике цен на лекарственные препараты и другие важные для населения услуги. Еще один альтернативный способ, который позволяет не прибегать к концепции совокупного семейного дохода, предполагает повышение налогового вычеты на детей.
В отдельных регионах адресные программы поддержки малообеспеченного населения есть, добавляет эксперт, но распространение механизма на все регионы является в большей степени вопросом политической воли, потому что серьезных препятствий здесь нет. Еще одним важным моментом Гришина называет развитие системы информационных технологий для учета доходов семьи.
Они должны быть связаны с различными базами, учитывающими различные характеристики домохозяйств – информация единой государственной системы социального обеспечения (ЕГИССО), налоговой службы, Пенсионного фонда должна быть доступна для органов, принимающих решения о назначении выплат, чтобы сделать этот процесс прозрачным и справедливым.
Источник: rueconomics.ru.
Рейтинг публикации:
|