За нарушения при реализации национальных проектов провинившимся исполнителям может грозить уголовная ответственность. Доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов соглашается с необходимостью ужесточать ответственность для эффективного расходования бюджетных средств, но также обращает внимание и на проблему неравномерного выделения денег.
Ужесточение контроля за бюджетными средствами по нацпроектам
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на заседании Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам поручил окончательно сформировать предложения по финансовому контролю при реализации национальных проектов. По словам Медведева, за нарушения при реализации нацпроектов провинившимся может грозить уголовная ответственность.
Генпрокуратура с марта особенно внимательно следит за бюджетными средствами в рамках нацпроектов, в том числе на каких условиях исполнители получают деньги, соблюдаются ли сроки и дошли ли средства до адресатов. Результаты уже свидетельствуют о недостатках, в первую очередь с неосвоением бюджетных средств на всех уровнях и этапах, заявил генпрокурор России Юрий Чайка. Всего было зафиксировано около 2,5 тысяч нарушений.
«Проблема очень актуальная, учитывая, что на нацпроекты выделяются беспрецедентное по объемам финансирование. Существует угроза, что большая часть этих денег будет потрачена впустую и не принесет ожидаемого эффекта. Необходимость введения соответствующих санкций, направленных на ужесточение контроля, способно оказать позитивный эффект.
Есть достаточно структур, осуществляющих мониторинг – здесь и Счетная палата, и Генпрокуратура, и Росфинмониторинг, на местах эффективность расходования средств проверяет контрольно-ревизионное управление, а также ряд других министерств и ведомств. И пока в основе лежат достаточно мягкие меры воздействия, мы до сих пор отмечаем неэффективное расходование средств.
Конечно, ужесточать контроль необходимо, как и повышать ответственность за целевое и эффективное расходование бюджетных средств. Но важно понимать, что очень много зависит и от того, насколько планомерно, равномерно эти финансовые ресурсы будут распределены. Несвоевременное выделение денежных средств также тормозит реализацию нацпроектов», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.
Комплексный подход к финансированию нацпроектов
В Счетной палате, которая выполняет часть функций по контролю за расходованием денег на нацпроекты, считают одним из главных препятствий для их качественной реализации сложную иерархию уровней управления. Как подчеркнул глава Счетной палаты Алексей Кудрин, сами нацпроекты реализуются через федеральные проекты, в которые входят государственные программы, являя собой старую и не всегда эффективную оболочку. А для регионов завышены ключевые показатели эффективности, которые не подкреплены достаточными ресурсами.
Деньги, которые идут по нацпроектам, заверстаны в бюджет. В этом году 1,7 трлн, в 2020 году - 2 трлн рублей, но все нацпроектные финансовые потоки одновременно расписаны по госпрограммам, которые между собой пересекаются. Одна программа легко может перекрывать 2-3 проекта, тем самым возникает путаница уже на «первом этаже», обращает внимание ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников.
В начале октября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выразила свое недовольство работой министерств и руководства субъектов в связи с низкими темпами освоения выделяемых на реализацию нацпроектов средств. Матвиенко призвала федеральные и региональные власти наращивать темпы работы, так как на начало октября по отдельным нацпроектам темпы освоения средств не превышали 30%, что она назвала недопустимым.
«Когда мы говорим о неэффективных и нерациональных расходованиях средств, то в некоторых случаях этому способствует несвоевременное выделение денег. Когда средства выделяются в конце года, то остается недостаточно времени для детальной проработки и реализации проекта. Как результат - неэффективное расходование средств, причем речь идет не о хищениях, а о тех суммах, которые тратятся нерационально.
Конечно, это упущенная выгода, прямые потери из национального бюджета, поэтому решение должны быть комплексным. С одной стороны, ужесточение мер ответственности за финансовое нарушение, а с другой - более ритмичное и равномерное распределение объемов бюджетных средств, чтобы они доводились до получателя бюджетных кредитов своевременно. Только такой подход способен запустить экономический рост», - резюмирует Алисенов.