В частности, министерство до 31 декабря должно передать в Фонд государственного имущества Украины на приватизацию 500 государственных предприятий, до конца года осуществить продажу на электронных аукционах более 40 единых имущественных комплексов объектов малой приватизации и пакетов акций, а также определить топ-5 приоритетных объектов для подготовки к большой приватизации.

Масштабную приватизацию команда президента Украины Владимира Зеленского рассматривает как одну из ключевых реформ, которые должны пройти в ближайшее время. Еще в июле на встрече с вице-президентом Мирового банка Сирилом Муллером Зеленский упоминал о подготовке к большой приватизации. После начала работы нового парламента он заявил о начале процесса. Законопроекты, которыми вносятся изменения в правила приватизации, вошли в число первоочередных.

Провальная приватизация

Проект госбюджета-2020 предусматривает 6 млрд грн (15,63 млрд руб.) доходов от "большой" приватизации и столько же от "малой". Предыдущий вариант проекта госбюджета предусматривал 5 млрд грн (13 млрд руб.) доходов от большой приватизации против 17 млрд грн (44,3 млрд руб.) в госбюджете на 2019 год.

В январе нынешнего года правительство Владимира Гройсмана утвердило перечень объектов большой приватизации на 2019 год. В списке было 16 предприятий. Ни одно из них пока не продано, хотя министр финансов Оксана Маркарова (сохранившая свой портфель и в новом правительстве) тогда заявляла, что выполнить планы по приватизации вполне реально.

 

Из запланированных на 2018 год поступлений от приватизации в размере 21,3 млрд гривен (55,5 млрд руб.) Украина получила лишь 202,9 млн гривен (528,4 млн руб.). Это были поступления от так называемой "малой" приватизации, которая осуществлялась через систему "Prozorro.Продажи". Недополученные средства правительство компенсировало за счет заимствований.

Как известно, 2 октября текущего года Рада отменила список запрещенных к приватизации предприятий. Список датирован аж 1999 годом, в нем насчитывалось до тысячи наименований. Вероятно, в него были включены те предприятия, которые имеют стратегическое значение и потому должны находиться под контролем государства (хотя в тексте закона, которым этот список был утвержден, о принципах включения в этот список объектов ничего не сказано). В список входили в том числе объекты транспортной инфраструктуры, железной, угольной и энергетической промышленности.

На первый взгляд возникает опасность того, что в погоне за "большой приватизацией" государство может лишиться важных стратегических объектов. Однако авторы законопроекта успокаивают скептиков. Заместитель председателя Комитета Рады по вопросам экономического развития Роксолана Пидласа отметила, что 90% этого списка — это малые объекты приватизации.

Кстати, список предприятий, запрещенных к приватизации, все-таки будет. Но в обновленном виде и принятый не в виде нового закона. Кабмину поручено подготовить перечень стратегических предприятий, которые выставлять на приватизацию будет по-прежнему нельзя.

В ожидании чуда

На следующий же день после принятия закона министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил о планах продать часть акций "Укрзализныци" и "Укрпочты" частным компаниям. «Из перечня объектов исключили "Укрпочту" и "Укрзализныцю". Это не означает, что их продадут с молотка, но это убедительный сигнал, что государственный бюджет сможет пополниться деньгами, а инвесторы смогут модернизировать предприятия», — написал Владислав Криклий на своей странице в Facebook.

При этом Криклий заверил, что стратегические объекты останутся с долей государства не менее 50%+1 акция, но смогут активно работать над поиском стратегических инвесторов.

«Кто знает, может, это будет один из крупнейших e-commerce гигантов или международных финансовых организаций», — надеется министр.

Новый Кабмин в течение пяти лет планирует приватизировать несколько сотен государственных предприятий и ликвидировать более тысячи ГП, которые правительство считает неэффективными.

«Мы проведем приватизацию, которая позволит передать сотни субъектов хозяйствования государственного сектора эффективным собственникам, которые создадут новые рабочие места и ликвидируют коррупцию. Это позволит министерствам сосредоточиться на формировании политики, а не на управлении собственностью. Более тысячи неэффективных предприятий будут ликвидированы — государство больше не будет тратить средства налогоплательщиков на поддержку неэффективных убыточных предприятий», — говорится в программе действий правительства, опубликованной 30 сентября.

Для управления стратегическими предприятиями, которые не подлежат приватизации, Камбин обещает создать Фонд национального благосостояния.

Ошибочный подход

Экономический аналитик Александр Рябоконь, оценивая поручения президента профильным министрам относительно комплекса мер по подготовке к приватизации и открытию рынка земли, отметил, что задекларированное властью намерение продать государственные активы при отсутствии стратегии развития государственных активов — подход однозначно ошибочный.

 

«Вероятнее всего, он преимущественно обусловлен ситуативной политической конъюнктурой и может стать крайне опасным в долгосрочной перспективе. Я не видел разработанных уже новой властью документов, в которых определены долгосрочные приоритеты и стратегические интересы государства, проведена инвентаризация государственных активов и анализ текущего менеджмента и механизмов управления госпредприятиями, оценена потребность и риски выставлять стратегические предприятия на приватизацию именно сегодня либо предложены другие механизмы управления объектами государственного права собственности, например, механизмы государственно-частного партнерства», — сказал в комментарии изданию Украина.ру Александр Рябоконь.

Кроме прочих, по мнению аналитика, существуют еще две очень серьезные проблемы: отсутствие эффективной защиты права собственности и неравенство перед законом. «Только решив их, можно серьезно обсуждать вопросы и внутреннего, и внешнего инвестирования. Демонстрация уважения и объективного, равного отношения к уже существующим крупным инвесторам автоматически повышает рейтинги инвестиционной привлекательности страны, оздоравливает бизнес-климат, в отличие от существующих диспропорций. Безусловно, можно издавать поручения, например, «до 31 декабря передать в ФГИ Украины на приватизацию 500 государственных предприятий», или «до 30 апреля 2020 года… реформировать угольную отрасль», но каким будет качество выполнения этих поручений? Если не озвучены существенные указания, как можно требовать точного их выполнения?» — заключил Рябоконь.