После окончания Второй мировой доллар США находится в центре международных финансов и торговли. На протяжении десятилетий, несмотря на многочисленные взлеты и падения мировой экономики, доллар сохранял свою роль любимого для хранения накоплений средства. Когда наступают тяжелые времена или царит неопределенность, инвесторы устремляются в долларовые активы, в частности в долговые обязательства американского Казначейства, даже когда финансовый кризис происходит в самих США. В результате Федеральный резерв, который устанавливает процентные ставки в долларах США, имеет огромное влияние на экономический климат во всем мире.
Несмотря на все связанные с этим инновации, очевидные с момента запуска в 2009 году децентрализованной валюты Биткойн на основе блокчейна, появление современных криптовалют практически не повлияло на глобальную привычку к доллару. Сторонники этих новых форм денег все еще надеются, что они могут бросить вызов существующей финансовой системе, но влияние на глобальные портфели оказалось минимальным. Самые влиятельные центральные банки (ФРС, Европейский центральный банк и некоторые другие) по-прежнему заправляют в глобальном денежном шоу.
Также появился новый, потенциально серьезный игрок: Libra от Facebook. Биткойн и подобные валюты были созданы заменить таких финансовых посредников как банки. И, теоретически было бы возможно организовать большую часть финансов без банков и других посредников, которые существуют в настоящее время. Однако инфраструктуру крипто-рынка вряд ли можно охарактеризовать как удобную для потребителей. Криптоденьги слишком легко можно украсть или лишиться миллионом других способов.
Конечно, у Libra свои недостатки, но если эта валюта не добьется прогресса, то это лишь открывает больше пространства для какой-то другой, более осторожной корпоративной валюты. Или, возможно, вызов доллару бросит криптовалюта, выпущенная суверенным государством, любое из которых имеет право создавать и распространять свою собственную форму денег.
В течение некоторого времени ходят слухи, что китайский юань может бросить вызов или даже однажды вытеснить доллар США в качестве основной мировой резервной валюты. Возможно, но пока не ясно, происходит ли это, потому что не ясно, доверят ли иностранные инвесторы свои накопления китайской политической системе.
Тем не менее, ФРС прав в своих беспокойствах. Растущее давление потенциальной конкуренции дает стимул для улучшения работы существующей системы. В недавнем выступлении глава ФРС Лаэль Брейнард заявила, что ФРС постепенно будет вводить некоторые новшества и с долларом все будет в порядке. Может быть она права. Но впервые за долгое время у центробанков появилась конкуренция. И если повезет, потребители смогут на этом заработать.