Обвинения торгпреду Украины в адрес Польши по поводу "экономического геноцида" наглядно показало торговые перспективы Киева с ЕС. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил эксперт Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько.
"Считаю, что позиция Польши - экономический геноцид и откровенное издевательство над украинской экономикой. Это душит нашу торговлю с Европейским Союзом", - заявил заместитель министра развития экономики Украины и торговый представитель страны Тарас Качка. По его словам, Варшава занимается "откровенным издевательством над украинской экономикой" и охарактеризовал ее действия как сознательный вред экономическим отношениям Украины с ЕС. Чиновник объявил, что Киев намерен отстаивать свои позиции.
"Введение поляками ограничений на грузоперевозки из Украины не является чем-то неожиданным или сверхъестественным, - отмечает политолог. – Варшава таким образом защищает как внутренний европейский рынок, так и свой собственный от засилия импорта из Украины, которое вредит местным производителям. Киев же требует полного доступа на рынок ЕС, но, конечно, его не получит. И дело даже не в политике Польши, а в позиции Евросоюза по защите собственного бизнеса.
Ассоциация, которую Украина заключила с ЕС, не предполагает полного доступа на европейский рынок. Более того – недавно чиновники ЕС заявили, что намерены пересмотреть квоты на ввоз ряда товаров из Украины в сторону их уменьшения. Поляки, как ближайший сосед, реализуют решение евробюрократии в отношении Киева. Украинским властям же гораздо проще обрушиться с критикой на Варшаву – просто потому, что обвинять в чем-то Брюссель напрямую опасно. Мы наблюдаем лишь плохую актерскую игру Киева".
"Геноцид" поляков
Конфликт Киева и Варшавы относительно квот на автоперевозки для Украины ведется с августа. Польша установила Украине предварительный лимит в 160 тысяч грузовых автоперевозок. В Киеве заявляют, что минимальная потребность украинских перевозчиков составляет около 200 тысяч разрешений в год. Качка заявил, что украинская сторона будет "поднимать эту проблему до тех пор, пока она не будет решена". Вопрос стороны намерены обсудить на встрече министров инфраструктуры, которая запланирована на конец ноября.
30 сентября премьер-министр Украины Алексей Гончарук признал, что польских разрешений на автоперевозки осталось очень мало - примерно на две недели работы - а также анонсировал контрмеры, если Польша в ходе переговоров откажется повысить квоту. В чем будет заключаться ответ Киева, глава правительства не уточнил. Но объявил: недостаток разрешений на осуществление Украиной международных грузовых автомобильных перевозок создает проблемы для тысяч украинцев.
"Украина за пять лет после Майдана оказалась в "кольце врагов". Поляки якобы устраивают экономический геноцид, с Венгрией и Румынией острые разногласия по языковому принципу и вопросу ущемления нацменьшинств, а Россия и вовсе неофициально объявлена врагом. Хоть сколько-то сносные отношения остались лишь с Белоруссией. Это явно ненормальная ситуация – Киев стал заложником "комплекса жертвы", которой все должны помогать, но каждый раз все больше разочаровывают. Эта политика крайне неконструктивна.
Однако происходящее хорошо демонстрирует и политику Евросоюза в отношении Украины. Граждане этой страны, заключая торговую ассоциацию с ЕС, рассчитывали на полный доступ к европейскому рынку. В итоге Украина, в отличие от России, не находится под санкциями и имеет торговые договоренности с Европой. Казалось бы, все условия для развития есть, но страна пребывает в перманентном кризисе. Очевидно, что рая не будет, а Евросоюз не благотворитель, принимающий Украину в свои объятья", - подчеркивает эксперт.
Политика Киева
Гончарук провел 22 октября телефонный разговор с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким, подчеркнув, что, ограничение грузоперевозок является фактором искусственного ограничения развития двусторонних торговых отношений. А 25 октября сторонам удалось договориться, что в нынешнем году Польша выделит дополнительно всего 5 тысяч разрешений. Киев остался недоволен такой уступкой и заявляет, что намерен до победного конца отстаивать расширение преференций.
Ранее сообщалось, что Польша все чаще стала отказывать украинским гражданам во въезде в страну. Количество отказов за первую половину 2019 года, несмотря на действующий уже на протяжении двух лет безвизовый режим, достигло 28 тысяч человек. При этом на польской границе в последнее время в целом стали строже относиться к украинцам - устраивают усиленные проверки как автомобилистов, так и пассажиров поездов. Общая тенденция сохраняется уже второй год.
"В сложившейся ситуации украинская элита ничего предпринимать не станет – лишь продолжит ворчать и попрошайничать. Тогда как для исправления торгово-экономической ситуации нужно полностью пересматривать внутреннюю и внешнюю политику в стране, перестраивать систему государственного устройства. Параллельно налаживать отношения с ближайшими соседями – в первую очередь с Россией.
А также прекращать гражданскую войну в Донбассе, принимать меры для остановки процессов деиндустриализации и депопуляции. Понятно, что украинская власть к этому не готова и на подобные шаги не пойдет. Она находится под сильным влиянием коллективного Запада – по сути, под внешним управлением. В такой ситуации речи о кардинальных реформах идти просто не может", - заключает Богдан Безпалько.