Бюджет для кредиторов
Незаметно подкралось время второго чтения проекта госбюджета-2020. Кабмин специально собирался в воскресенье, чтобы одобрить работу Минфина. Минфин не мог сделать раньше, ждал, пока появится обновленный макропрогноз Минэкономики, утвержденный Кабмином. А пришло сразу два – второй прогноз выпустил и Национальный банк. Ничего особо революционного в обоих прогнозах нет: гривна – 25 грн./$, инфляция – 6,3-5%, а главное – очень умеренный экономический рост. И никаких тебе 40% ВВП. Даже за пять лет. Не надо искушать кредиторов. Мы все еще живем за их счет.
Бедный Минфин, сколько же хлопот на него свалилось. И размещение облигаций, и управление ГТС после анбандлинга, и подготовка проекта бюджета, к которому инициативные депутаты подали 2,5 тыс. поправок, как правило, шкурного характера. Но Оксана Маркарова со всем справится. Лишь бы министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов не мешал со своим творческим видением мира.
К счастью, профессор Питтсбургского университета Тимофей Милованов не вмешивался в составление макроэкономического прогноза на 2019-2022 годы (предыдущий прогноз, утвержденный в мае правительством Владимира Гройсмана, забраковали) и полностью доверился своему заместителю Сергею Николайчуку, который до перехода в правительство работал директором департамента монетарной политики и экономического анализа Национального банка.
Итак, что мы имеем? Гривну на уровне 25 грн./$ признали усредненной нормой. О том, что в бюджет-2019 заложен курс 29,4 грн., остается только пожалеть. Из-за этого курса у нас большой недобор плановых поступлений от налоговых платежей, и пришлось урезать текущий бюджет на 20,4 млрд. грн. Это еще называется секвестр. Но мы таких опасных непопулярных слов больше не употребляем.
Теперь, согласно консервативному прогнозу правительства, доллар будет стоить 27 грн. Также предложен второй вариант – 24,8 грн./$. Правительство схитрило. Оно перестраховалось от возможных упреков в неточных расчетах и сделало два прогноза: консервативный и оптимистический. В принципе, многие Кабмины до них это практиковали, но мы-то думали, что эти ребята будут более уверенными в себе. Ничего подобного.
Ясно одно – ни о каких 40% роста ВВП речь не идет. Это был рекламный ход. Сказали и забыли. Кстати, пора бы отказаться еще от одного тезиса, который содержится в Программе действий правительства: привлечение прямых иностранных инвестиций в размере $50 млрд. в течение следующих пяти лет
По росту экономики такая же картина. Прогноза тоже два: рост ВВП в 2020 году на уровне 3,7% (именно этот "сценарий №1" будет заложен в проект госбюджета на 2020 год). И "сценарий №2", который не будет учтен в проекте госбюджета на следующий год. Но по нему рост ВВП составит 4,8%.
Большой “разбег” цифр ничем не мотивируется, кроме наличия или отсутствия оптимизма у составителей. Хотя есть и другое объяснение. Помните, мы писали, что в 2015 году Украина и кредиторы достигли соглашения о реструктуризации части государственного долга общим объемом $18 млрд. ($14,36 млрд. и 0,6 млрд.). Министр финансов Наталья Яресько заполучила тогда полное списание $3 млрд., отсрочку платежей по телу кредита в сумме $8,5 млрд. на 4 года, а также фиксирование ставки купона по всем бондам на уровне 7,75% годовых. Но взамен суммы списанных еврооблигаций Украина выпустила так называемые ВВП-варранты (VRI).
По условиям их выпуска держатели наших долговых бумаг претендуют на часть прироста реального ВВП (с учетом инфляции), который превысит 3% в 2019-2038 годах, при условии, что номинальный ВВП (без учета инфляции) превысит $125,4 млрд. Этой отметки мы уже достигли. МВФ прогнозирует нам в текущем году номинальный ВВП на уровне $134,89 млрд. А вот с ростом ВВП можно поиграться. С одной стороны, дать надежду инвесторам, что будет выше 4% в год. С другой – не закладывать это официально в бюджет, чтобы не запутывать МВФ. Они же должны знать, под какие цифры дают нам кредиты.
Ясно одно – ни о каких 40% роста ВВП речь не идет. Это был рекламный ход. Сказали и забыли. Кстати, пора бы отказаться еще от одного тезиса, который содержится в Программе действий правительства: привлечение прямых иностранных инвестиций в размере $50 млрд. в течение следующих пяти лет.
Тему инвестиций все еще раскручивает Министерство экономики и сельского хозяйства: о том, что они ожидают в 2020 году $5-6 млрд. иностранных инвестиций, заявил заместитель министра экономики Сергей Николайчук в рамках Первого инвестиционного форума в Мариуполе RE: Think. Invest in Ukraine. Но можно было бы уже спуститься на землю и не фантазировать о золотых горах.
Единственный иностранный инвестор, который пришел к нам и охотно вкладывает деньги, – это скупщик ОВГЗ. Мы за его счет живем. И, по сути, весь смысл бюджетотворчества – это фиксация гарантированного объема средств, которые Минфин при поддержке НБУ направит в следующем году на оплату услуг кредиторов. Это главное, что интересует МВФ, Мировой банк, частных заимодателей и т.п.
Как отмечают экономисты, согласно проекту бюджета коэффициент выплаты процентов по долгу по отношению к ВВП у нас увеличится до 13,4% от налоговых поступлений, что составляет 3,2% от ВВП. Для сравнения, в среднем по ЕС этот показатель составляет 7,4% и 1,8% соответственно.
Забудем уже про кредитование экономики. Как-то живем без него, и ничего. А вот без заимствований мы просто загнемся. Почти моментально. Просто для сведения, из ленты новостей: “В течение сентября сумма госдолга выросла в долларовом эквиваленте на $1,03 млрд. или 1,26%”. “За июль 2019-го госдолг вырос на $2 млрд. или на 2,5%”. И так каждый месяц
Дальше включается мультипликатор, поскольку рост внешнего долга за последние четыре года составил 22,2%, а рост ВВП – всего 12,3%. И то это не рост, а выползание из ямы, куда мы рухнули в 2014-м. То есть долг – заимствования и погашение его становятся основным элементом жизнедеятельности украинской экономики. Не будет новых поступлений – все полетит в тартарары. Вне зависимости от цифр, заложенных в бюджет. И те 2,5 тыс. предложений, которые подали народные депутаты, в основном относительно расходов, а не доходов, можно свернуть в трубочку и дальше использовать как мухобойку. Ибо если денег нет, то их нет.
А вот чтобы деньги были, надо и дальше платить самые высокие в мире проценты по ОВГЗ и евробондам. Это предполагает высокую учетную ставку НБУ. Чем выше ставка – тем выше процент по облигациям. Сравните сами: Народный банк Китая – ставка 4,35%; Резервный банк Австралии – 0,75%; Банк Канады – 1,75%; Национальный банк Швейцарии – минус 0,75%; ЦБ РФ – 6,5%; Банк Японии – минус 0,1%; Европейский центральный банк – просто 0%; Федеральная резервная система США – 1,75%; Банк Англии – 0,75%.
И тут – па-па-па-па! Фанфары! Национальный банк Украины снизил учетную ставку с 16,5% годовых до 15,5%. Спрашивается, сколько при таком проценте стоит кредит? Столько, что брать его неразумно. Общеизвестно, что без доступного кредитования не развивается ни одна экономика в мире. Но чтобы удешевить кредиты, надо снижать учетную ставку. Об этом в своей программной речи с трибуны Верховной Рады говорил премьер Алексей Гончарук.
Руководство Нацбанка, которое МВФ прикрыл от увольнения и замены на молодые, еще “зеленые” таланты, подыграло правительству и задекларировало дальнейшее снижение учетной ставки до 8% к концу 2021 года при условии устойчивого снижения инфляции до цели 5%. Это очень важная “связка”, поскольку всегда можно насчитать инфляцию выше и ничего не снижать.
А почему ее снижать не надо? Очень просто – тогда будут ниже проценты заимствований, и это снизит интерес нерезидентов к ОВГЗ. Уменьшится приток валюты – упадет курс гривны. Поэтому третий пункт, который правительству надо бы убрать из своей программы, – это требование к Нацбанку снизить учетную ставку.
Забудем уже про кредитование экономики. Как-то живем без него, и ничего. А вот без заимствований мы просто загнемся. Почти моментально. Просто для сведения, из ленты новостей: “В течение сентября сумма госдолга выросла в долларовом эквиваленте на $1,03 млрд. или 1,26%”. “За июль 2019-го госдолг вырос на $2 млрд. или на 2,5%”. И так каждый месяц. Ну что, продолжим анализировать в деталях бюджет на 2020 год? Или и так все понятно?