Александр Лукашенко обвинил Россию в том, что из-за нее в развитии ЕАЭС появляются различные сдерживающие факторы, выражающиеся в создании барьеров для беспрепятственного движения товаров. Причем, по мнению лидера Белоруссии, сдерживающие меры принимаются в основном в отношении белорусских продуктов питания.
Что сказать: торговые споры между двумя странами за время, прошедшее со времени создания ЕАЭС, стали привычным явлением. Усугубляются они «санкционной войной» между Россией и Западом, который, пытаясь обойти российские контрсанкции, всячески пытается направить свои товары в РФ через территорию Белоруссии. Последняя во многих случаях против этого не возражает, получая от «серого» реэкспорта немалые доходы.
Москва реагировала на это довольно сдержанно. Но последние заявления А. Лукашенко, да еще в условиях, когда идут обсуждения новой формулы интеграции двух наших стран, она решила более решительно обозначить свою позицию. Источник в правительстве РФ отметил, что считает обвинение А. Лукашенко довольно странным, поскольку на практике «именно Белоруссия наиболее часто блокирует решения, касающиеся общего рынка Евразийского союза».
Так, именно она заблокировала утверждение льготного порядка ввоза товаров на территорию ЕАЭС в рамках реализации инвестиционных проектов. Из-за нее же не утверждены правила определения происхождения товаров. Кроме того, в РБ существуют административные ограничения для товаров из государств ЕАЭС, которые не допускаются к госзакупкам.
Причем сам Минск этот факт особенно не смущает. Несмотря на ограничения для российских компаний, Белоруссия настойчиво требует для себя доступа к госзакупкам в России, объем которых ежегодно составляет 150 млрд. долл. В 2016 г., когда правительство РФ приняло постановление об участии в госзакупках только российских компаний, Минск потребовал объяснить принципы его действия, настаивая на равных для своих предприятий условиях доступа к ним.
Анализ показывает, что торговые ограничения, практикуемые Белоруссией в силу более закрытого характера ее экономики и особенностей администрирования, гораздо более обширны, чем российские. Но из-за небольшого по сравнению с РФ объема внутреннего рынка они воспринимаются не так остро. По данным Минэкономики РФ на 1 сентября этого года, Белоруссия, несмотря на членство в ЕАЭС и Союзном государстве, относится к числу лидеров по числу введенных против России торговых ограничений (административных, технических, акцизных, санитарных и фитосанитарных). В этом она опережает даже США! Хотя этих торговых барьеров, если следовать логике договора о создании ЕАЭС с его свободным движением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, вообще быть не должно.
Многие из ограничений выглядят весьма примечательными. Так, в республике действует ограничение в отношении участия российских производителей в закупках сельхозтехники по договорам лизинга через ОАО «Промагролизинг». С 2015 г. государство через эту компанию финансирует закупки современной техники. Но российские компании принять в них участие не могут. Ситуация выглядит почти комичной, поскольку одновременно Минск выражал явное неудовольствие тем, что белорусские комбайны производства «Гомсельмаш» не попадают под российскую госпрограмму субсидирования поставок сельхозтехники.
С 1 января 2013 г. Россия запустила программу госсубсидий, компенсируя производителям 15% стоимости сельхозтехники (20% – при реализации в Сибири, на Дальнем Востоке, в Крыму и Калининградской области). Для этого предприятие должно было являться налоговым резидентом РФ не менее трех лет и локализовать производство на территории РФ. В итоге производство комбайнов в РФ стало быстро расти, а их импорт из Белоруссии, не попавшей под субсидии, начал снижаться, что вызвало открытое недовольство белорусских властей.
10 августа 2018 г. А. Лукашенко во время посещения «Гомсельмаша» обвинил Россию в недобросовестной конкуренции и невыполнении обязательств в рамках ЕАЭС. Причем ранее государство уже выделило «Гомсельмашу» льготные кредиты, позволявшие продавать белорусскую технику на выгодных условиях. Российские производители в ответ жаловались, что белорусский рынок остается для них закрытым, а все меры поддержки местных производителей распространяются только на белорусские предприятия. Как следствие, за последние 10 лет в республике не было продано ни одного российского комбайна. Но белорусские власти отсутствие конкуренции со стороны «Ростсельмаша» на внутреннем рынке вполне устраивает, так как интересы «Гомсельмаша» при этом не страдают.
Существуют и ограничения по импорту потребительских товаров. Так, ввоз в Белоруссию табака и табачных изделий осуществляется исключительно через специмпортеров, перечень которых определяется президентом. Схожая система действует в отношении импорта алкогольной продукции. Целый ряд потребительских товаров, как продовольственных (кофе, чай, растительное масло, икра, фруктовые соки, пиво), так и непродовольственных (курительные смеси, моторные масла, моющие средства, принтеры, вычислительные машины, мониторы, мобильные телефоны, телевизоры, часы) подлежат обязательной маркировке контрольными знаками, порядок нанесения которых определяется Министерством РБ по налогам и сборам. Действуют определенные правительством ассортиментные перечни товаров отечественного производства, которые обязательно должны присутствовать в магазинах.
Технические барьеры предусматривают обязательную сертификацию обширного перечня наименований электрической продукции и бытовой техники: кабелей напряжением более 1 тыс. вольт переменного и 1,5 тыс. вольт постоянного тока, средств пожарной безопасности, некоторых средств электросвязи, внешних источников питания, асинхронных трехфазных электродвигателей. Обязательной сертификации на энергоэффективность подлежат холодильники, морозильники, электродуховки, лампы, телевизоры и мониторы, бытовое и офисное оборудование, кондиционеры, посудомоечные, стиральные и сушильные машины. Дополнительные лабораторные испытания, не предусмотренные техническими регламентами ЕАЭС, установлены для ввозимых в Белоруссию биологически активных добавок к пище, а также специализированных пищевых продуктов питания для спортсменов.
Временные ограничения на ввоз продукции и усиленный лабораторный контроль, в использовании которых Минск постоянно упрекает Москву, используются в отношении российских компаний. В апреле-июне прошлого года такие меры вводились в отношении 14 российских предприятий рыбной промышленности, поставлявших в Белоруссию мороженые минтай и путасу. Ограничения затронули 14 компаний, по двум из которых был введен временный запрет на поставку продукции, а по остальным 12 – усиленный лабораторный контроль. Основанием для таких мер послужили результаты исследований «Белорусского государственного ветеринарного центра», обнаружившего в мороженом минтае и путасу личинки цестод – одной из стадий развитий не опасных для здоровья человека паразитов. Причем трагедии из этих ограничений никто в России не делал.
Число таких временных ограничений, вводимых Белоруссией в отношении российских импортеров, безусловно, намного меньше, чем ограничений на поставку белорусских товаров в Россию. Но связано это с тем, что продовольствие на российский рынок активно поставляет именно Белоруссия, которая в последние годы предпринимает целенаправленные усилия по развитию экспортного потенциала своего АПК. У РФ же возможностей для импорта своей продукции в Белоруссию из-за многочисленных ограничений, действующих в республике, заметно меньше.
В итоге интеграция в рамках ЕАЭС и Союзного государства в представлении Белоруссии должна напоминать улицу с односторонним движением. На отмене любых барьеров для экспорта своих товаров на российский рынок, включая участие в госзакупках, субсидирование поставок техники и т. п., Минск активным образом настаивает. Но отменять собственные ограничительные меры для поставок российской продукции, создающие преференции для белорусских производителей, почему-то не торопится.
Такая «асимметричная» модель интеграции очень напоминает скрытое субсидирование республики Россией. Впрочем, сам факт такого субсидирования белорусские власти предпочитают всячески отрицать, рассматривая преференции Москвы как выполнение ею своих обязательств по Евразийскому союзу. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|