Даже если «Газпром» каким-то образом успеет достроить газопровод, к 1 января он не заработает
Министр энергетики РФ Александр Новак ожидает, что газопровод «Турецкий поток» будет достроен в срок. Об этом глава ведомства сообщил 27 октября в рамках телеинтервью. В то же время, нельзя сказать, что строительство газопровода обходится без проблем.
23 октября окружной суд Амстердама арестовал 100% акций строящей морскую часть «Турецкого потока» компании South Stream Transport B. V по иску «Нафтогаза Украины». Однако подрядчик пообещал, что арест акций не повлияет на ход строительства или эксплуатации трубопровода. Первые поставки газа, как и планировалось, должны начаться уже в конце 2019 года.
Если с «Турецким потоком» и сроками его введения в строй существует относительная ясность, то второй масштабный проект «Газпрома» — «Северный поток-2» — все еще находится в состоянии неопределенности. Дания до сих пор не дала разрешение на прокладку подводной части газопровода в своей экономической зоне.
При этом Копенгаген в конце октября выдал окончательное разрешение на строительство альтернативного газопровода Baltic Pipe из Норвегии в Польшу, маршрут которого частично пересекается с «Северным потоком-2», хотя заявка на эти работы была подана значительно позже российской. Nord Stream с 2017 года подал уже три заявки на прокладку трубы по разным маршрутам.
В начале октября президент РФ Владимир Путин заявил, что Дания подвергается сильнейшему давлению из-за «Северного потока-2», видимо, подразумевая США.
В «Газпроме» все еще надеются, что достроить газопровод удастся в срок к концу года. В начале октября Александр Новак сообщал, что уложено уже порядка 83% протяженности трубы, причем строительные работы подошли к водам Дании. В начале октября СМИ сообщили, что у Дании якобы нет больше политических возражений по строительству газопровода, но выдача разрешения откладывается на административном уровне.
Тогда же Александр Новак сообщил, что все сроки выдачи разрешения Данией уже прошли, однако шансы на его получение все же сохраняются, поскольку «никаких противоречий и никаких проблем, которые позволили бы отказать в заявке, нет». Однако министр признал, что если положительного решения не будет, это несколько увеличит стоимость проекта, а его строительство затянется на несколько месяцев. С тех прошел почти месяц, а «воз и ныне там», никаких новостей от Копенгагена нет.
Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков сообщал, что если согласие Дании не будет получено, то маршрут газопровода пройдет через нейтральные воды, хотя целесообразней прокладывать его все же ближе к датской территории. В целом, по словам Зубкова, газопровод может быть достроен за 4−5 недель.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России, Игорь Юшков убежден, что достроить «Северный поток-2» к Новому году уже не получится. Даже если трубу все же успеют подвести к берегу Германии, там не готова необходимая инфраструктура, кроме того, нужно еще как минимум полтора месяца на наладочные работы. Выходит, что проволочки со стороны Дании и Европы все же принесли свои плоды, и пройти этот отопительный сезон без транзита через Украину будет крайне проблематично.
— На Западном фронте без перемен, — говорит Игорь Юшков. — Дания пока не дала ни разрешение, ни отказ и по-прежнему молчит. Встает вопрос о том, что делать, и успеем ли мы достроить «Северный поток-2» к Новому году. Но, по правде сказать, сейчас это вопрос скорее имиджевый. Никакой особой разницы в том, достроим мы газопровод к Новому году или к июлю уже нет.
«СП»: — Почему?
— Раньше была надежда на то, что мы достроим морскую часть газопровода и будем хотя бы какую-то часть объемов поставлять по ней. Но сейчас ситуация такова, что во-первых, европейцы не построили газопровод EUGAL — продолжение «Северного потока-2» на территории Германии и Австрии. Работы идут, но к Новому году завершены точно не будут. Поэтому даже если бы вдруг Дания завтра выдала разрешение на строительство и морскую часть газопровода закончили за 4−5 недель, пускать газ просто некуда, труба упрется в берег.
Кроме того, даже если к 1 января успели бы завершить строительство морской и наземной частей, необходимо еще как минимум полтора-два месяца, чтобы провести пуско-наладочные работы. Целый комплекс факторов говорит о том, что с Нового года «Северный поток-2» уже точно не заработает.
Поэтому актуальность вопроса завершения строительства к 1 января теряется. Уже не обязательно заканчивать газопровод к этой дате. Сейчас идут активные разговоры о новом формате договора о транзите газа с Украиной. Видимо, российская сторона акцентирует внимание на этом. Транзит нужен всем — и России, чтобы выполнить свои контрактные обязательства, и европейцам, чтобы спокойно спать зимой, и украинцам, которые зависят от транзита, потому что без него они останутся и без реверса, то есть без газа вовсе.
«СП»: — А как быть с Данией?
— Датчане вроде как заявили, что политических возражений к газопроводу не имеют. Хотя это само по себе было довольно странно, они изначально и не должны были оценивать его с этой точки зрения, речь шла только об экологии. Копенгаген признал, что имеет политическую мотивацию в оценке данного газопровода, хотя он носит коммерческий характер. Это дает «Газпрому» лишний повод для обращения в суд. И я не исключаю, что в конечном итоге все именно к этому придет.
К примеру, газопроводу Baltic Pipe из Норвегии в Польшу, который проходит по той же акватории, Копенгаген без проблем выдал разрешение на строительство, хотя получил это заявку намного позже. Появляются основания для того, чтобы обвинить датчан в предвзятости и усмотреть в их поведении элементы коррупции. Получается, что они затягивают реализацию одного газопровода, возможно, в пользу реализации его коммерческого конкурента. Здесь нужно ставить вопрос о конфликте интересов и коррупции. Вероятно, мы приходим к такой ситуации, что пока Данию не потащат в суд, она может и не выдать разрешение. Это уже дело юристов «Газпрома» и оператора Nord Stream.
«СП»: — Почему «Газпром» столько ждет, если есть вариант маршрута в нейтральных водах?
— Сложно сказать, насколько может затянуться строительство, если перенести его в нейтральную акваторию. Нужно будет заново полностью исследовать дно. Балтийское море известно тем, что там затонуло множество военных судов, а также было установлено большое количество мин. Возможно, придется проводить работы по разминированию.
Думаю, акционеры, понимая, что сейчас все равно ничего не поменяется, EUGAL не достроен, снять с Украины транзит не получится, а, значит, разрешения от датчан можно ждать еще несколько месяцев, выбирают наименее затратный вариант. С точки зрения политики и эмоций можно было хлопнуть дверью и отказаться от датского маршрута. Но с точки зрения экономических затрат, если есть возможность еще ждать, вероятно, акционеры решили пойти по этому пути. Других объяснений того, почему уже давно не начали строить по обходному маршруту, у меня нет.
«СП»: — А если разрешение не выдадут и к лету, что тогда?
— Думаю, у «Газпрома» есть понимание, когда будет реализован EUGAL. С этим должны синхронизировать решение по поводу датского участка. Все эти транзитные мощности, конечно, нужны были к Новому году, когда у нас истекает транзитный контракт с Украиной. Они должны были стать страховкой на тот случай, если новое соглашение заключить не удастся и прокачка газа через Украину прекратится. Обходные газопроводы максимально нужно было загружать в январе, феврале и марте, потому что это отопительный сезон, когда европейцы потребляют больше всего газа.
С апреля по июль наступает затишье. А вот после июля необходимо будет иметь маршрут доставки, чтобы европейцы могли до следующего октября закачать газ в подземные хранилища и обеспечить надежную систему газоснабжения к следующему отопительному сезону. В «Газпроме» рассчитывали, что уже следующую зиму они перекинут большие объемы на «Северный поток-2».
«СП»: — Получается, Запад и Украина добились своей цели и привязали «Газпром» к украинскому транзиту?
— Цель Украины все-таки была в том, чтобы подписать новый долгосрочный контракт на 10−15 лет с условием «качай или плати» на 60−90 миллиардов кубометров газа в год. Это позволило бы в будущем продать их газотранспортную систему, потому что появились бы желающие ее купить. Без транзитного договора никто брать ее не хочет.
Сейчас нельзя сказать, что Киев добился своего. Во-первых, транзитного договора пока нет. Во-вторых, внутри самой страны нет единства по поводу ее целей и задач. Руководство «Нафтогаза», назначенное еще Порошенко, откровенно играет на срыв переговоров и отмену транзита. Зеленский, как мне кажется, все-таки хотел бы подписать соглашение. Потому что если не будет транзита, не будет и реверса, и придется объявлять чрезвычайное положение, чтобы как-то пройти отопительный сезон.
Руководство «Нафтогаза» больше ориентировано на американские политические элиты, потому что единственная сторона, которая заинтересована в срыве транзита — это США. Они хотят расчистить себе место на европейском рынке. Цены от недопоставки российского газа подскочат, и им станет выгодно везти свой СПГ в Европу. Поэтому руководство «Нафтогаза» и ориентированные на США украинские элиты пытаются торпедировать подписание соглашения. А Зеленский больше ориентирован на Европу, в интересах которой заключить контракт.
Что касается «Газпрома», сомневаюсь, что он пойдет на подписание долгосрочного контракта. Он настаивает на европейской версии, которая позволяет разыгрывать транзитные мощности на открытом аукционе. Поэтому говорить о том, что Украина победила, не приходится. Хотя и идеальный вариант для «Газпрома», когда он построил бы вовремя все обходные газопроводы, тоже не реализовался. Ситуация зависла где-то между этих двух позиций, посмотрим, чем все закончится.
Источник
Рейтинг публикации:
|