Имеющийся рост цен на авиабилеты обусловлен инфляционными процессами и увеличением спроса, но связывать его с ростом цен на топливо не стоит, соглашаются эксперты. По году топливо особо не подорожало, отмечает директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин.
Влияние стоимости авиакеросина на цены авиабилетов
Текущая стоимость авиакеросина не оказывает негативного влияния на ситуацию на рынке авиаперевозок. Как отметил заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, с начала года произошло даже некоторое снижение цен на авиатопливо, а год к году изменение будет на уровне инфляции.
«В случае с ценами на авиаперелеты и стоимостью керосина мы говорим про рыночную ситуацию. Если в целом посмотреть на стоимость топлива, то оно не особо подорожало – по году мы будем иметь рост по бензину не больше 2%. Конечно, авиакеросин дорожал сильнее в начале года, но в силу того, что сейчас наблюдается тенденция затухающего спроса, то и цена не растет.
В итоге наблюдается обратная ситуация. Нельзя сказать, что цена авиакеросина совсем не влияет на рынок перевозок, но она показала предельный рост и расти дальше просто нет возможности, так как спрос ограничен. Сейчас можно сказать, что рынок авиаперевозок зашил в себя текущую стоимость авиакеросина», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин.
Как подсчитали в начале октября в ФАС, за первые восемь месяцев 2019 года средняя цена на авиабилеты экономкласса на внутренних направлениях выросла на 5,9% в сравнении с тем же периодом годом ранее. Рост цен на авиабилеты выше инфляции в антимонопольной службе объяснили ростом спроса, число перевезенных пассажиров выросло на 8%.
Тем не менее, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в первом квартале текущего года убытки авиакомпаний увеличились, составив 45 млрд рублей. Сами авиаперевозчики связали рост убытков с ценами на авиакеросин и пригрозили увеличением стоимости билетов на 10%, что в ФАС сочли шантажом. В случае роста цен ведомство готово было начать проверку на предмет сговора.
Меры поддержки авиакомпаний
«Вероятнее всего, имеющийся рост цен на авиабилеты связан с инфляционными процессами и увеличением общей налоговой нагрузки на экономику, но связывать с ростом цен на топливо его не стоит. В определенной мере на стоимости авиабилетов мог отразиться тот факт, что годом ранее авиаперевозчики не в полной мере перенесли рост топлива в билеты, в связи с чем и произошел несколько отложенный рост.
Доля топливной составляющей здесь невелика, тем более в случае с авиакеросином правительством уже приняты необходимые меры – создан механизм сглаживания колебаний цен на авиакеросин, то есть введен возвратный акциз по аналогии с бензином и дизелем, который позволяет авиакомпаниям получить возврат части средств из бюджета», - объясняет эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев.
Механизм был запущен с первого августа и работает таким образом, что при цене керосина свыше 48,2 тысячи за тонну, которая соответствует примерно 70 долларам за баррель, вводится обратный отрицательный акциза из доходов бюджета. В итоге по состоянию на начало октября авиакомпании попросили правительство в рамках этого механизма выделить им из бюджета 8–9 млрд рублей для сдерживания цен на авиабилеты. Также они попросили о единовременной выплате в размере 23 млрд рублей.
В ФАС обращают внимание, что при обсуждении мер поддержки авиакомпаний рассматривалась не только ситуация с ценами на топливо, но и другие вещи, которые способны улучшить ситуацию на рынке. Среди таких мер Голомолзин назвал развитие лоукостеров и чартерных перевозок для поддержки внутреннего туризма.
По его словам, региональные перевозки после 90-ых годов существенно сократили свою долю и размеры, но определенные меры на этом направлении уже приняты, например, правительство отменило НДС для перевозки без московского авиаузла. Очень важным моментом являются и поправки в законодательство по примеру западных стран, которые позволяют заменить банкротство компании оздоровлением ее деятельности. В ФАС уверены, что в совокупности все эти меры способны в лучшую сторону изменить ситуацию на рынке авиаперевозок.
На тот факт, что отрасль нуждается в серьезной перестройке, ранее обращал внимание и авиаэксперт Дмитрий Адамидов, предлагая запустить программы субсидирования ставок для авиакомпаний или перейти на их финансирование через институты развития. Такой подход, по мнению эксперта, позволит получить «рычаг воздействия» на авиаперевозчиков в вопросе стоимости перелетов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+