Подобную верификацию планировал организовать еще Кабинет министров Владимира Гройсмана, но Конституционный суд заблокировал этот процесс, указав на нарушение Конституции.
Теперь же волею народных избранников решением какого-то чиновника на местах у людей могут отобрать и без того мизерные социальные пособия.
По мнению противников тотальной проверки, подобный социальный эксперимент несёт в себе колоссальные риски и может иметь катастрофические последствия. Он не только лишит наименее защищенных граждан какой-либо государственной помощи, но и может породить массовые факты бытовой коррупции на местах.
Оппозиция предлагала внести в законопроект нормы, по которым под проверки не должны попадать получатели пенсий, страховых выплат и стипендий. Кроме того, предлагалось проводить проверки и верификации выплат исключительно по добровольному согласию граждан, а решение об отмене выплат должно было бы приниматься только на основе соответствующих решений судов.
Параллельно необходимо было бы поднять официальный прожиточный минимум до реального, пересмотреть зарплаты и пенсии, а также снизить тарифы.
По заветам предыдущей власти
Но реального снижения тарифов на Украине после смены власти так и не дождались. Новая власть только говорит, что о проблеме знает и якобы ищет возможные пути ее решения. На деле же тарифы будут расти, а число субсидиантов — сокращаться. И это прекрасно укладывается в политику либертарианства, в рамках которой неимущие считаются нахлебниками.
Правительство не готово выделить необходимые средства на социальную помощь, поэтому число получателей субсидий ограничивается искусственными барьерами: долги, виртуальный доход, взрослые дети, наличие транспорта и т.д.
Как подчеркнул директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко, для назначения субсидий стали учитывать доходы не только членов домохозяйства, но и доходы членов семьи домохозяйства, даже если они не проживают в квартире. Благодаря такой хитрой манипуляции отсекли больше половины получателей субсидий.
«Дети, которые поехали работать в Киев, или муж с женой, которые прописаны по разным адресам, могут якобы получать субсидии и там, и там. Это нелогичный и неразумный подход, но новый министр социальной политики, наверное, не понимает этого», — рассказал на пресс-конференции в Киеве Александр Сергиенко.
Нынешние правила назначения субсидий сохранились со времен правительства Гройсмана, и новая власть продолжает драконовскую политику своих предшественников, считает эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский.
«Порядок начисления субсидий скопирован полностью с того, который был принят правительством Гройсмана. Изменения, принятые правительством Гройсмана, были в основном направлены против семей заробитчан.
Так, если один член семьи не платит единый социальный взнос, значит, субсидии лишается вся семья. В результате изменений на Украине вдвое сократилось количество субсидиантов, однако при этом тарифы никто не собирается снижать. Наоборот, в ближайшее время повысятся цены на электроэнергию», — заявил Павловский на пресс-конференции в Киеве.
Более того, для назначения субсидий, согласно постановлению Кабмина от 14 августа 2019 года, на Украине будет активизирован институт социальных инспекторов, которые могут без предупреждения приходить и проверять благосостояние семьи, буквально заглядывая в холодильник. И, основываясь на увиденном, принимать решение — давать субсидию или нет.
«Не исключено, что это будет способствовать коррупции, после прихода инспектора с проверкой к будущим субсидиантам его карман может пополниться на 300-400 грн (775-1000 руб.)», — считает эксперт.
Андрей Павловский напомнил, что обещание президента избавить пенсионеров старше 70 лет от уплаты коммуналки так и осталось обещанием, поскольку в бюджете на это средства не предусмотрены.
Жалкие крохи
В 2019 году при бюджете в 47 млрд грн (121,5 млрд руб.) количество субсидиантов составляло 3,89 млн семей, или 41% от общего количества семей, нуждающихся в помощи.
В 2020 году при бюджете в 47,6 млрд грн (123 млрд руб.) и плановом росте тарифов количество субсидиантов соответственно сократят ориентировочно до 2,7 млн семей. А значит, в следующем году субсидией обеспечат лишь около 28% людей, реально нуждающихся в государственной помощи в погашении коммунальных платежей.
На сегодня процент дохода, выше которого украинцы не должны платить за коммуналку, установлен Постановлением Верховной Рады от 1999 года и составляет 15% совокупного семейного дохода. Если украинцы, по словам новой власти, не должны платить за ЖКУ выше определенного установленного процента, то остальные расходы должно покрыть именно государство за счет бюджета.
По последним данным Госстата, средний доход украинского домохозяйства составляет 9463,4 грн (24 тыс. 465 руб.) в месяц, а общее количество домохозяйств — 16,3 млн. При таком уровне среднего дохода совокупные расходы семьи на коммуналку должны быть в пределах 1419,51 грн (3670 руб.) в месяц (15% от дохода), остальные расходы — покрываться субсидией.
По расчетам «Публичного аудита», средние начисления для квартиры площадью в 50 м в отопительный сезон составляют около 3 тыс. грн (7,8 тыс. руб.). То есть, исходя из общих начислений за ЖКУ в отопительный сезон, субсидия должна покрывать в среднем 1557,24 грн в месяц (4026 руб.).
Таким образом, по подсчетам аналитиков «Публичного аудита», оптимальный субсидионный бюджет для защиты тех, кто обратился за помощью, должен достигать 70 млрд грн (181 млрд руб.). А идеальный бюджет для 100%-ной защиты населения от повышения тарифов составляет 152,3 млрд грн (394 млрд руб.).
Тем не менее, в новом правительстве необходимость уменьшения расходов на субсидии объясняют ростом доходов граждан, публично уверяя, что заложенной в бюджет суммы «хватит для удовлетворения потребностей всех категорий населения, нуждающихся в государственной помощи на оплату коммунальных услуг».
Только чиновники почему-то забывают о том, что и размер тарифов для украинцев уже в октябре должен увеличиться — ориентировочно на 35-40%.
«Принятие такого "субсидиционного бюджета" приведет к дальнейшему искусственному сокращению количества субсидиантов, численность которых за последний год правительство уменьшило на 2,72 млн семей (7 млн человек), или на 40,3%. Это приведёт к дальнейшему накоплению долгов населения за ЖК-услуги, которые уже достигли 69,2 млрд грн (178,9 млрд руб.)», — считает аналитик «Публичного аудита» Тарас Галайда.