Эксперимент по оказанию населению госуслуг через банки говорит о попытке государства наладить определенные отношения между налогоплательщиками и ФНС, позволяя банкам лучше понимать природу финансовых операций граждан в будущем, считает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.
Предоставление госуслуг банками
В 2020 году в России стартует эксперимент по оказанию населению государственных услуг в крупных банках. На первом этапе в нем примут участие шесть банков – Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, «Связь-банк», Газпромбанк и «Тинькофф банк». Эксперимент развернется на территории Подмосковья, Астраханской и Кировской областях, Башкирии и Санкт-Петербурге. Если его результаты будут признаны успешными, то с 2022 года практика предоставления госуслуг населению может стать постоянной для всех российских банков и на всей территории страны.
«Определенный смысл в подобных изменениях и самом эксперименте есть. МФЦ изначально преподносились как способ предоставления услуг в режиме «одного окна». По идее переход на МФЦ должен был упростить любую процедуру, улучшить качество и скорость, тем не менее, на практике остаются некоторые проблемы и наличия одного такого ведомства недостаточно. Выдача отдельных разрешений, прав и лицензий тормозится из-за недостаточного уровня взаимодействия МФЦ с некоторыми органами власти.
Вовлечение в этот процесс других структур, которые специализируются по большей части на финансовых услугах, поможет снять нагрузку с МФЦ и ускорить процесс взаимодействия между гражданами и государством. Если речь идет о выплатах пенсий, того же материнского капитала, приеме налоговых деклараций, то вовлечение банков, в первую очередь системообразующих, имеет смысл», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Среди услуг, которые будут переданы кредитным организациям, «Известия» выделяют выдачу пенсий, материнского капитала, а также оформление статуса индивидуального предпринимателя. Банки смогут предоставлять услуги не только в отделениях, но и с помощью онлайн-сервисов. По информации издания, функционал будет распространяться на отдельные сервисы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов.
Ставка банков на цифровые платформы
«В кредитных организациях отмечается наличие хорошей базы электронного взаимодействия. Банки активно внедряют цифровые технологии, выделяя большое количество денег на цифровизацию, обработку информации, различные онлайн-платформы и так далее. С другой стороны, МФЦ чисто бюджетная организация и в какой-то степени уход части клиентов в банки позволит снизить финансовую нагрузку на бюджет отдельных регионов.
Если для Москвы, Петербурга или других мегаполисов, содержание МФЦ не является нагрузкой в рамках бюджетного финансирования, то на периферии или в дотационных регионах денег на финансирование МФЦ, конечно, не хватает. Подключение крупных банков, финансовое положение которых является устойчивым, позволит повысить качество предоставляемых услуг, учитывая наличие различных платформ и программ, а также денег, выделяемых на цифровизацию», - комментирует Алисенов.
Самое же главное, что бюджеты дотационных регионов смогут сэкономить деньги, выделяемые на финансирование МФЦ и их подразделения. По мнению эксперта, подключение к этой системе большего числа участников только приветствуется. В Минэкономразвития также ожидают, что нововведения улучшат качество государственных сервисов и снизят нагрузки на многофункциональные центры.
Отношения между налогоплательщиками и ФНС
Как обратил внимание замглавы ведомства Савва Шипов, брать дополнительную плату за предоставление госуслуг банкам будет запрещено, как и использовать личные данные граждан в коммерческих целях. По предположению Алисенова, эксперимент по оказанию населению госуслуг через банки говорит о попытке государства наладить определенные отношения между налогоплательщиками и ФНС.
«Если прием налоговых деклараций и оформление ИП начнет происходить через кредитные организации, то определенная база будет сформирована в самих банках. Все это позволит банкам лучше понимать природу тех финансовых операций, которые будут совершаться налогоплательщиками в дальнейшем.
В последнее время банки все чаще блокируют счета граждан в случае подозрения проведения незаконных платежей, и у этой проблемы может появиться решение. Кроме того, банки создадут новое направление услуг, оказываемых гражданам. Речь идет об использовании цифровых платформ и внедрении мобильных приложений, которые позволяют в режиме онлайн взаимодействовать с банками», - резюмирует эксперт.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+