Курс гривны стал давить на Минские соглашения
Украинские эксперты выступают с крайне оптимистичными заявлениями – в стране обнаружился бурный рост экономики. С другой стороны, налицо парадокс – дефицит бюджета Украины также почему-то растет, то есть денег в казне становится меньше. Как объясняется происходящий феномен и почему он прямо связан с процессом выполнения Киевом Минских соглашений?
«...экономика Украины... растет быстрее, чем даже ожидают и украинские, и зарубежные эксперты. Рост ВВП Украины на 4% за первое полугодие 2019 года никто не прогнозировал и не ожидал», – пишет в своём блоге украинский экономист Александр Охрименко. Он добавляет, что такие темпы выводят Украину на 1 место в Европе и на 14-е – в мире. Он не одинок в столь оптимистичных оценках, которые действительно подтверждаются соответствующей статистикой.
Между тем 15 октября министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко выступил с сенсационным заявлением. По его словам, в том случае, если Украине придётся выйти из Минского процесса (а такие заявления периодически сегодня звучат) и наращивать расходы на оборону, то заплатить за это придётся буквально каждому украинцу. И совсем не 1,5% военного сбора, а посерьёзнее: «Я уже говорил нашим депутатам – если они серьезно к этому [выход из Минского процесса – ВЗГЛЯД] относятся, тогда мы забираем треть бюджета из пенсий, зарплат, медицинского страхования, переводим это в мобилизацию и в нашу армию и стараемся защитить себя без мирного процесса».
Т.е. налицо какое-то явное несовпадение. Темпы роста экономики – наивысшие в Европе, локомотив украинской экономики буквально не остановить. И при этом оказывается, что без Минского процесса Украина не может позволить себе тянуть конфликт на Донбассе и должна будет ради этого пожертвовать частью пенсий и зарплат бюджетников.
Для начала: о какой сумме примерно идёт речь? Ежегодно государство покрывает дефицит Пенсионного фонда Украины (140-150 млрд грн). На здравоохранение и образование – ещё 52 млрд. Если принять, что глава МИД Украины говорит об этих расходах, то цена отказа Минска для Украины – порядка 65-70 млрд грн. Вернее, для её граждан.
Кстати, отдельно любопытно, что об урезании зарплат и пенсий говорит не министр экономики, финансов, соцполитики или премьер-министр, а глава МИД.
Бюджетная чёрная дыра
Впрочем, слова Пристайко относятся к бюджету-2020. Пока он не принят, и слова Пристайко, возможно, были эмоциональной оценкой. Однако у нас есть и вполне осязаемые цифры. Согласно последним данным, общий фонд госбюджета Украины за январь-сентябрь недополучил 78,4 млрд грн. Такие данные обнародовал 14 октября председатель Счётной палаты Украины Валерий Пацкан.
Даже если мы допустим, что за 3 последних месяца 2019 года недоимок больше не будет, то бюджет Украины уже недополучил более 7,6% доходной части. Простейшая экстраполяция говорит о том, что к концу года недостача может вырасти до 100-105 млрд, т.е. до 10%. Иными словами, Украине уже не хватает на финансирование расходов, в т.ч. на бюджетников и пенсионеров. И то, о чём говорит Пристайко – это не проблемы бюджета-2020, это уже реальность.с
Которую, кстати, на Украине только усугубляют: общие расходы на оборону в бюджете-2020 достигнут 245 млрд грн. Это 5,4% от ВВП, что несомненно выведет Украину в лидеры по доле расходов на вооружения и оборону. Но нам проще смотреть не на ВВП, а на бюджет. 245 млрд – это почти 23% от доходной части. Ещё треть будет уходить на обслуживание госдолга и вот финал: почти половина бюджета идёт на долги и оборону.
Самое время спросить: а каким образом Украина умудрилась недособрать в 2019 году почти 80 млрд грн – при растущей-то на 4% за полугодие экономике? Дело в том, что доходы украинского бюджета во многом формируются за счет таможенных пошлин на импорт – к примеру, на топливо. Ставки на них закреплены в валюте и считаются по текущему курсу. Но при составлении бюджета считают по прогнозному курсу гривны. Отсюда и проблемы.
Уже в прошлом году среднегодовой курс был ощутимо выше прогнозного: рассчитывали на 29, а по факту получили 26,5. Пенсионный кризис лета 2018 года случился как раз из-за этого. Но год назад недобрали сравнительно немного – 18,5 млрд грн.
Спустя год ситуация повторилась. Гастарбайтеры шлют и шлют на родину миллиарды долларов. Ещё на пару миллиардов долларов в плюс наторговали аграрии, отправив в 2018/2019 маркетинговом году на экспорт около 50 млн тонн зерновых. Из-за притока валюты в страну ее курс падает - но таким образом и падает объем пошлин, которые собирает украинский бюджет с импортеров. Вот и получается, что год ещё не окончен, а недобор больше прошлогоднего в 4 с лишним раза.
Лось пьёт, но ему всё хуже
Это, конечно, невероятное сочетание и искривление: экономика Украины растёт сама по себе, дефицит украинского бюджет растёт сам по себе. А главное, что два эти процесса, похоже, связаны. То есть чем больше растёт экономика, тем больше проблем у бюджета: курс крепнет, доходы от импорта падают, а вот сбор налогов не увеличивается.
Если в этой ситуации правительство действительно решится поступить так, как грозит глава МИД Украины, то удар получится и вовсе двойным.
Ведь бюджетники и пенсионеры – одни из самых дисциплинированных налогоплательщиков. А все их доходы идут преимущественно на еду, лекарства и коммуналку – т.е. в сферы, обложенные фискальным контролем на все сто. А значит, в дополнение к падению доходов от импорта правительство Украины нанесёт удар по розничной торговле, сократив сбор налогов. И единственный способ этого избежать – выполнение Минских соглашений и развод войск, против чего возражают радикалы и чем начинает (судя по заявлениям во время пресс-марафона) тяготиться Зеленский.
Как видим, отказ от мирного разрешения конфликта не станет для Украины выходом – её экономика такой роскоши не позволяет. Хотя выйти из Минска Украина безусловно может: стрелять в ногу Киеву не впервой. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|