Планы США лишить Россию права на Северный морской путь через реализацию новой «Северной доктрины» имеют нулевые шансы. Как объясняет директор Центра экономики Севера и Арктики, профессор и доктор географических наук Александр Пилясов, Россия продолжит отстаивать свой суверенитет в отношении Севморпути и расширять 200-мильную зону, используя геологическую доказательную базу в рамках работы на шельфе.
Новая «Северная доктрина» США
Новая «Северная доктрина» США нацелена на то, чтобы лишить Россию права на Северный морской путь, считают представители сербской печати. По мнения автора материала в издании «Печат», еще в ходе встречи арктических держав в мае 2019 года американцы дали понять о намерении усилить влияние в Арктике.
В Вашингтоне сказали представителям Канады, что та «должна забыть о своем праве на северо-западный арктический коридор». От китайцев США потребовали закрыть станции в Исландии и Норвегии и прекратить вложения в инфраструктуру российского Северного морского пути. Что касается России, то она, по мнению американцев, должна вывести войска из своих арктических регионов.
«Я только что вернулся с Ассамблеи Арктического круга, которая прошла в Рейкьявике, поэтому могу смело судить о последних тенденциях. Ежегодный форум, который проходит под патронатом экс-президента Исландии Гримссона, в этом году характеризовался не мощным присутствием китайцев, а очень большим составом американцев.
Речь идет о представителях официальных властей от нынешней администрации, например, из руководства Минэнерго, которые заявляли о серьезных нефтегазовых амбициях в Арктике до штата Аляски, которые также предлагали серьезную программу по освоению шельфа, арктического склона, резервов дикой природы.
Мероприятие посетили и представители прежней администрации США, например, бывший госсекретарь Джон Керри, который был удостоен специального приза Арктического круга. С одной стороны, США действительно намерены усилить свое присутствие в Арктике, но с другой стороны их шапкозакидательские заявления в отношении Канады, Китая и России являются обыкновенной бравадой, а не представляют собой серьезные долгосрочные стратегические намерения и возможности», - уверен собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Россия обладает самой протяженной границей в Арктике и в последние годы стремительно активизирует свои усилия по освоению региона и загрузке Севморпути, в то время как США, несмотря на принимаемые сейчас усилия, остаются «игроком периферии». Нынешний объем нашего грузооборота по Севморпути уже превосходит рекорды конца 80-х годов, когда он составлял около 6 млн тонн. Увеличение объемов грузоперевозки на маршруте происходит в первую очередь за счет создания СПГ-производств в Арктике и загрузки углеводородами ледокольного флота.
Суверенитет России в Арктике
Более того, в российском МИДе недавно подчеркнули, что СМП имеет все предпосылки стать глобальной «зеленой» судоходной артерией, поскольку на транспортировку товаров из Европы в Азию и обратно тратится меньше топлива и ресурсов, соответственно, и углеродный след меньше, чем при транспортировке через Суэцкий канал. Именно поэтому, как предположил профессор Дипломатической академии МИД РФ Владимир Штоль, кроме нас существует много желающих присоседиться и воспользоваться какими-то возможностями маршрута.
«Если говорить про реальные возможности США, то они могут нарастить свое присутствие на Аляске, которая уже выигрывает от растущего военного присутствия на своей территории. Теперь оно несопоставимо даже с периодом нефтегазового бума в 90-е годы, когда у нас наблюдался период плотного сотрудничества по обе сторона Берингова пролива.
И хотя возможности увеличивать военное присутствие на Аляске у США есть, но возможности оспаривать суверенитет северо-западного прохода и Северного морского пути России в рамках международных соглашений существенно ограничены. Как отметил Керри на награждении призом Арктического круга, нынешняя администрация предпочитает себя не сковывать новыми международными обязательствами, рассматривая каждый договор как ограничение своего национального суверенитета», - добавляет Пилясов
Команда Трампа никаких новых договоров заключать не будет, наоборот по возможности предпочтет разрушать старые и не устраивающие их договоренности, чтобы развязать себе руки. США вряд ли подпишут и конвенцию ООН по морскому праву, которые они единственные из арктических стран не подписали. Но такой подход, по словам эксперта, не означает полное оспаривание давно сложившейся системы международных договоренностей в плане эксплуатации Севморпути и северо-западного прохода.
США безосновательно считают Севморпуть международным проходом, ничем не отличающимся от Суэцкого канала и выступают за свободу судоходства. Россия со своей стороны продолжит отстаивать тот суверенитет, который мы имеем сегодня по Севморпути и 200-мильной зоне. Пилясов подчеркивает, что мы продолжим расширять ее, используя геологическую доказательную базу в рамках нашей работы на шельфе, которая активно ведется с начала 2000-х годов.