В настоящее время, по данным ICE, стоимость декабрьского фьючерса на баррель нефти марки Brent, как и в начале текущей недели, по-прежнему балансирует возле отметки 60 долларов за классическую 160-литровую бочку.
При этом российский министр энергетики Александр Новак на последнем брифинге даже позволил себе неожиданную сентенцию:
«Все уже словно забыли про 100 долларов за баррель».
А в российском Министерстве финансов тем временем поторопились просчитать последствия снижения цен на «чёрное золото» аж до 10 долларов за баррель – ниже, чем было осенью 1998 года накануне дефолта.
Шаги Вашингтона
Когда из Эр-Рияда убеждённо твердили о том, что дроны, с которых были нанесены удары по нефтяным объектам в Саудовской Аравии, имеют иранское происхождение, в Тегеране по большей части отмалчивались. Западные СМИ даже не обратили внимание на то, как спокойно было в те дни в самой Исламской республике. Ни митингов, ни манифестаций, ни откровенно провокационных сюжетов телевидения или газетных статей.
В старой доброй Персии умели терпеть и ждать, в современном Иране не разучились. Необходимые аргументы в опровержение иранского следа, конечно, привели, но тем, по большому счёту, и ограничились.
США устами президента Трампа вовсю грозили Ирану чуть ли не полномасштабным вторжением, но почему-то быстро сменили боевую риторику на скорее примирительную. Судя по всему, те, кто запускал дроны к саудовским НПЗ, действительно плохо представляли себе возможные последствия.
Возможно, был какой-то расчёт на то, что в Эр-Рияде реально переведут стрелки на Иран, и регион запылает. Разгорающийся конфликт выгоден прежде всего террористам, а в том, что беспилотники запускали именно они, сомнений ни у кого нет. Другое дело, какие из них. Вряд ли это теперь удастся выяснить достаточно быстро, хотя есть эксперты, утверждающие, что в Эр-Рияде всё давно знают. А возможно, знали ещё до сентябрьского налёта.
Масштабы добычи и нефтепереработки в Саудовской Аравии после атаки были восстановлены просто на зависть оперативно. Можно считать, что Ирану даже не дали времени воспользоваться плодами успеха. И хотя почти нет сомнений, что никакого отношения к «успеху» Тегеран не имел, в такой ситуации заняться поиском новых каналов сбыта нефти, что называется, сам аллах велел.
Но ведь роль главного игрока в начавшейся партии тут же пытались подхватить в Вашингтоне. Однако, как выясняется, всё случилось как-то совсем не вовремя. Вашингтону пришло время что-то решать с курдскими повстанцами, которых в Турции давно считают террористической группировкой, а теперь вот уже – и выводить войска из Сирии. Не исключено, точнее, наиболее вероятно, что этот вывод будет примерно таким же, как из Афганистана – затяжным, не полным, да и очевидно, не навсегда.
Хотя кто знает, ведь это политики в Вашингтоне от войн не устают, а страна вполне может и дать понять, что устала. А Дональд Трамп, нельзя не отдать ему должного, свою страну умеет чувствовать. Не просто же так США вдруг заговорили на иранскую тему в совершенно иной тональности.
Да, в Вашингтоне, разумеется, приняли во внимание беспрецедентно единую и согласованную позицию отказа от давления на Тегеран. И это делают уже не только Россия и Китай, но и многие из союзников США, которые дают понять, что найдут дешёвые и эффективные способы обхода американских санкций.
Бессилие ОПЕК
Саудовские шейхи умеют договариваться. Казалось бы, уж насколько несговорчива Россия, которая регулярно нарывается на некое подобие того, что с ней проделали в 1998 году, доведя нефтяным демпингом до дефолта. А ведь пошла же на серию соглашений с ОПЕК, где Эри-Рияд в признанных лидерах. С Ираном прямо договариваться не получается, но на заседаниях той же ОПЕК всё в отношениях представителей двух стран обстоит довольно чинно и даже мирно.
Какие-то косвенные договорённости, по всем признакам, имеют место и сейчас, хотя это заставляет ту же ОПЕК фактически отмалчиваться и по поводу нового расклада в Сирии, вызванного повышенной турецкой активностью, и по поводу той же атаки дронов. Дежурное осуждение, разумеется, было, решений или предложений – не было никаких.
При этом уже многим стало заметно, что Саудовская Аравия в последнее время стала несколько дистанцироваться от ОПЕК, предпочитая не перекладывать на Организацию ряд решений, требующих не только оперативности, но и определённой анонимности. Нельзя поэтому исключать, что шейхи вполне способны пойти на какие-то кулуарные договорённости с США и рядом других стран, в том числе – из тех, что принято считать за «нефтяных изгоев», вплоть до Венесуэлы.
О чём же и с кем станут договариваться шейхи? С кем, понятно: в основном с американцами. О чём? Вряд ли о снижении объёмов добычи. Сейчас, похоже, пришло время сыграть как раз наоборот – на понижение. Чтобы масштабным демпингом в очередной раз поставить на место плохо контролируемых конкурентов. В том числе тот же Иран, и, как ни странно, Россию. Никакой благодарности за все усилия в рамках ОПЕК плюс и два плюса нам ждать вообще не стоит.
Рынок нефти жесток и прагматичен. Он живёт не сегодняшним днём, а тенденциями. Для того чтобы запустить тенденцию, даже большого вброса нефти на прилавки может не понадобиться. Судя по всему, в кулуарах разного рода нефтяных тусовок такие «бредовые» идеи мало кого удивляют, весь вопрос в том, насколько они способны «овладеть массами». Чтобы стать, по Марксу, всесильными.
Думается, как раз нарастание кризисных настроений и вынудило специалистов российского Минфина на всякий случай проанализировать последствия падения цена на нефть чуть ли не до 10 долларов за баррель. И пусть такой сценарий почти наверняка нереален. Слишком уж много факторов работает на то, чтобы «чёрное золото» сильно в цене не падало, потому что плохо от этого будет всем – даже покупателям. Однако, повторю, нефтетрейдерам достаточно лишь продемонстрировать ту самую тенденцию, чтобы загнать в угол тех, кто до этого играл на повышение.
Как выяснили минфиновские эксперты, при таком сценарии Россия может потерять более трети бюджетных доходов и вынуждена будет проедать резервные фонды и даже золото-валютные запасы. Однако события при таком сценарии затянуться не могут по определению, хотя у США и саудовских шейхов денег хватит на всё: даже станок ФРС запускать не придётся — достаточно на компьютере нолики добавлять.
У рынка очень быстро случится несварение лишней нефти, и он сам станет откатывать уже вверх. Это не шутка – это рыночная аксиома. В конце концов просто и быстро найдётся, куда заложить в резервы всю лишнюю нефть. Впрочем, даже понимая это, в российском Минфине всё-таки пошли и дальше, решив проверить, что будет, если цены на нефть будут низкими на протяжении нескольких лет.
Так вот, объёма накопленной уже сейчас подушки безопасности хватит, чтобы суметь за этот время перевести экономику на иные — новые рельсы. Сбалансировать внутренний спрос уже не с внешним, а внутренним предложением. Что-то вроде «железного занавеса» в новой редакции.
Однако в последние дни спрос на нефть на мировом рынке снова стал падать. Сейчас продажи и покупки идут в диапазоне от 52-54 до 58-60 долларов за баррель, и этот коридор понемногу сползает вниз. При этом сама ситуация на рынке нефти остаётся абсолютно непредсказуемой, на что в одном из своих последних выступлений обратил внимание российский министр энергетики Александр Новак.