Тезис президента РФ о том, что Москва готова работать со всеми участниками мирового энергетического рынка, является стандартным для нашей страны – считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Россия будет работать со всеми, но на своих условиях
Президент РФ Владимир Путин сегодня заявил, что Москва готова к конструктивному сотрудничеству с другими странами в сфере энергетики. Этот тезис Путин высказывает не в первый раз, и он является стандартным для российского политического руководства.
Например, на прошлогоднем международном форуме «Российская энергетическая неделя» Путин заявил, что устойчивое и поступательное развитие энергетики является ключевым условием динамического роста глобальной экономики и улучшения качества жизни и благосостояния всех людей на нашей планете. В силу этого, Россия готова к сотрудничеству в энергетике, поскольку это в интересах глобальной энергетической безопасности.
Путин заметил, что Москва осуществляет такую политику ради будущих поколений, для чего наша страна будет вести активный диалог с другими государствами.
«Принципиальный подход России заключается в том, что мы готовы сотрудничать со всеми, но на наших условиях. Откровенно говоря, это означает, что доминантой в таком сотрудничестве должны быть интересы российских компаний. Условно говоря, при создании какого-то совместного предприятия наша компания должна получать контрольный пакет», - констатирует Правосудов.
Как замечает эксперт, мы хотим строить партнерские отношения с иностранцами во многих наших энергетических проектах, но при условии того, что контрагенты будут играть по нашим правилам и не диктовать волю там, где затрагиваются национальные интересы РФ.
«На наших условиях мы готовы сотрудничать со всеми, и без разницы откуда исходит контрагент – из Европы, Азии или Северной Америки. Если их устраивают подобные условия, то мы готовы с ними работать, но надо сказать, что это происходит далеко не всегда. Кто-то хочет контрольный пакет, а кто-то хочет диктовать свои условия. Таким образом, здесь не все просто», - заключает Правосудов.
По словам Сергея Александровича, иногда из-за этого возникает недопонимание с иностранными партнерами, которое может дойти даже до объявления специальных санкционных ограничений в отношении России.
«Достаточно привести пример с отказом по доступу к технологиям, из-за чего мы сегодня лихорадочно ищем технологии во всем современном мире. Отсюда и идут недопонимание и конфронтации, но в принципе, на наших условиях мы, совершенно точно, будем сотрудничать со всеми», - резюмирует Правосудов.
Путин задал очень серьезную планку по СПГ
Интересно еще высказывание Путина о том, что Россия к 2035 году планирует выйти на объемы производства СПГ в 120-140 млн тонн в год. Это очень большая прибавка, даже если учитывать тот факт, что далеко не все из этих объемов СПГ пойдут на экспорт.
Например, Катар, т.е. лидер по экспорту СПГ в мире, в 2017 году экспортировал 81 млн тонн подобного сырья, и это практически все производство в данной стране, поскольку это маленькое государство в Персидском заливе, которое практически ничего само не употребляет.
Позиции России, благодаря старту проекта «Ямал СПГ» компании «Новатэк», конечно, усилились, и вообще мы начали делать ставку на развитие данной области – достаточно обратить внимание на освобождение новатэковских начинаний от налоговой нагрузки, но цифры, которые назвал Путин, носят колоссальный характер для мирового энергетического рынка и уровня данной российской отрасли.
«Перед нами максимальная оценка масштабов развития СПГ в России, какая только возможна. Я не уверен, что ее удастся достичь, но все-таки Россия занимает первое место по запасам природного газа в мире», - констатирует Правосудов.
Поэтому, как полагает Правосудов, с точки зрения наших запасов нет проблем выйти на такие цифры производства СПГ, но ведь не все здесь зависит от нас, поскольку произведенное сырье нужно сбыть, а для этого нужен спрос на мировом рынке.
«Главный вопрос заключается в рынке. Ведь не одна Россия имеет газ – в других странах он тоже есть, поэтому здесь считается себестоимость, условия и стоимость конкретных проектов. Еще важен доступ к рынкам, куда пойдет сырье, а также финансирование производства», - заключает Правосудов.
Много чего здесь намешано, а с учетом того, что Россия сегодня находится под санкциями, включая финансовые и технологические, здесь возникают вопросы, хотя практически такие объемы возможны, но главный фактор заключается в коммерческой рентабельности.
«Понятно, что производство СПГ в России будет увеличиваться, но до каких точно цифр мы дойдем, не может сказать никто, а что касается внутреннего спроса, то он в России вырастит, но незначительно», - резюмирует Правосудов.
СПГ в России используется в качестве средства для автономной газификации небольших населенных пунктов, куда не выгодно тянуть трубу, но это получается достаточно дорогой газ, где нужно сначала заплатить за сжижение, а затем за разжижение.
«Для этого нужен платежеспособный спрос, а он на таком направлении ограничен. Еще планируется развивать СПГ, как газомоторное топливо, но и здесь перспективы не очень большие», - заключает Правосудов.