Наведение порядка в российской гражданской авиации и возрождение отечественного авиастроения являются важнейшими задачами, стоящими перед нашей страной. Принят новый федеральный закон, который, по идее, должен этому способствовать. Однако некоторые его нормы вызывают недоумение.
Ситуация, сложившаяся в сфере пассажирских авиаперевозок, не является нормальной. По статистике, порядка 95% лайнеров на наших воздушных линиях зарегистрированы где-нибудь на Бермудских островах или в Ирландии. Кроме того, подавляющее большинство самолетов, летающих в России, иностранного производства. Таковы последствия «либерализации» и перехода к рыночной экономике. Как же наши власти намерены эту явную проблему решать?
Авиаперевозки
Согласно подписанному президентом закону, при регистрации лайнера в российской юрисдикции, ввезенные из-за рубежа самолет или вертолет будут освобождены от НДС с 2020 года. Следует уточнить, что авиаперевозчики и так уже были освобождены от уплаты НДС с 2010 года, но эта мера прекращала свое действие в конце года. И вот они вновь получили поддержку со стороны государства в виде скидки в 20% от стоимости импортного лайнера.
С одной стороны, так правительство РФ стремится побудить к регистрации самолетов в российской юрисдикции для создания полноценного реестра гражданских воздушных судов. По закону, контроль за состоянием лайнеров осуществляет страна регистрации. Кроме того, «переезд» в Россию позволит собирать немалые налоги на самолеты, которые у нас проходят, как «недвижимое имущество».
С другой стороны, скорее всего, резко против будут западные компании, продающие лайнеры в лизинг. Известный авиационный эксперт, Руслан Гусаров, так комментирует существующий расклад:
Регистрация за рубежом – это не прихоть наших авиакомпаний, это условие западных лизингодателей. Во-первых, владельцы самолетов, то есть иностранные компании-лизингодатели, не доверяют нашей системе надзора за техникой. Во-вторых, им непонятна наша правовая система. Они считают, что она не гарантирует сохранение прав собственника.
Именно поэтому регистрация и осуществляется в области действия британского права, на Бермудах, или в Ирландии. Попытка таким образом перевести импортные самолеты в российскую юрисдикцию, вероятнее всего, обернется повышением страховых и лизинговых платежей для авиакомпаний, что закономерно отразится на стоимости билетов для пассажиров.
Есть и еще один неприятный момент. Перевозчики крайне не заинтересованы светить «российское прошлое» лайнеров на вторичном рынке. Наша страна в этом отношении имеет невысокую репутацию из-за тяжелых климатических условий и не самых лучших взлетно-посадочных полос. Считается, что в России самолеты «убиваются» больше, поэтому при их перепродаже в состоянии б/у, скидка будет очень значительной.
Авиастроение
В перспективе решить эту проблему мог бы постепенный переход с импортных самолетов на отечественные аналоги, «Суперджет» и МС-21. Но и тут не все однозначно с этим новым законом. Доля импортных комплектующих в первом достигает 70%, во втором – 40%. Причем поставщиками являются наши геополитические противники: США, Канада, Франция, Великобритания. По-хорошему, надо бы заместить зарубежные компоненты отечественными, либо же локализовать те в России через открытие совместных предприятий, что создало бы новые рабочие места и увеличило налогооблагаемую базу.
Но наши власти идут иным путем. Подписанный закон снимает НДС при покупке импортных компонентов и авиационных двигателей. Как это должно способствовать импортозамещению, решительно непонятно. Если называть вещи своими именами, фиксируется сохранение дальнейшей зависимости от иностранных поставщиков.
Автор: Сергей Маржецкий
Статья на "Репортере" https://topcor.ru/11290-chem-o...
Рейтинг публикации:
|