Россиян, которые держат сбережения в валюте на депозитах, ждет неприятный сюрприз. Вскоре им придется доплачивать банку за такой вклад — как если бы они держали деньги в ячейке. Это следует из слов замминистра финансов Алексея Моисеева. 25 сентября он заявил, что Минфин поддерживает идею разрешить российским банкам вводить отрицательные ставки по валютным депозитам. По его словам, пока этот вопрос обсуждается на уровне идеи.
«Да, я всячески поддерживаю усилия ЦБ по дедолларизации банковской системы. Я считаю, что в нашей банковской системе должно быть как можно меньше валютных активов и пассивов» — заявил замминистра финансов.
Напомним, ранее банки пожаловались в Банк России, что валютные депозиты им невыгодны, но по закону они обязаны возвращать клиентам деньги хотя бы с минимальным процентом. В ЦБ пояснили, что пока лишь изучают масштаб проблемы и никаких окончательных решений еще не принято.
Банки ссылаются на европейскую практику. Несколько последних лет Европейский ЦБ держит отрицательные процентные ставки по депозитам, а 12 сентября опустил их еще ниже — на 0,1%, до минус 0,5%. Так власти пытаются стимулировать граждан тратить деньги, а не хранить их.
Евро, которые клиенты российских банков кладут на депозиты, наши кредитные организации размещают именно за границей. Но из-за отрицательных ставок зарабатывать на таких вкладах не получается.
И вот — «бедные» российские банкиры бьют челом финансовым властям. Чего они добиваются, понять несложно: изменения текущего законодательства, поскольку действующим отрицательные ставки не предусмотрены.
При этом банкиры уже нашли небольшую лазейку в законе — они вводят очень существенные комиссии за обслуживание валютных депозитов, что прямо не запрещено. Но официальное «добро» на отрицательные ставки полностью развязало бы руки кредитным учреждениям.
Проблема тут в одном. Россия — не Европа, и мало кому из соотечественников придется по вкусу перспектива доплачивать банкам. Раз так, введение отрицательных ставок может привести к массовому оттоку валютных вкладчиков.
Вариантов действий у таких «беглецов» немного, но они есть. Первый и самый простой — переложиться из евро и доллара в другую валюту, поскольку в ближайших к нам Украине, Казахстане, Грузии, республиках Прибалтики — долларовые депозиты по-прежнему приносят доход.
Или поступить предельно просто: снять деньги со счета, и либо положить их в депозитарную ячейку, либо вообще хранить квартире, предварительно поставив ее на сигнализацию.
Что стоит за идеями Минфина, как в такой ситуации поступать гражданам?
— Отрицательные ставки — тенденция международная, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Такие ставки появились в результате мирового финансового кризиса. Напомню, уже сейчас в мире имеется долговых инструментов с отрицательной доходностью более чем на $ 15 трлн. И все больше банков по миру вводят отрицательные ставки.
Грубо говоря, для выхода из кризиса напечатали слишком много денег. Их теперь просто невозможно применить. И единственный выход, чтобы это нивелировать — заставить людей за имеющиеся у них деньги платить.
Замечу, «туманных» долгов в мировой экономике — на сотни триллионов долларов. На их фоне более-менее надежные долговые инструменты просто обречены на отрицательную доходность. Можно сказать, это позволяет нынешней финансовой системе и дальше существовать.
Причем, движение в «отрицательном» направлении будет только шириться. Те компании, которые сейчас выглядят лучшими и надежными, также будут вводить по своим бумагам отрицательную доходность. В условиях, когда денег все больше, а возможностей применить их все меньше, тот, кто считается надежным, может извлекать доход, ничего не делая — или просто списывать свои долги.
С этой точки зрения совершенно иначе выглядит проблема госдолга США, которая состоит в том, что Америка, якобы, чрезмерно много назанимала. Если тенденция на введение отрицательных ставок укрепиться, а американский доллар будет считаться самой надежной валютой — проблема гослодга США перестанет существовать.
Скажем, если по долларовым долговым инструментам доходность будет минус 1%, а госдолг США будет переформатирован в 100-летний, весь этот долг просто исчезнет — испарится. И в этом нет ничего фантастического. Это просто следствие нынешней ситуации, которую наиболее сильные и надежные игроки могут использовать вот таким образом.
«СП»: — Насколько вероятно, что отрицательные ставки введут в России?
— Вполне вероятно. Банковская система у нас государственно-монополистическая, и наши госбанки могут диктовать любые условия — люди их примут. Сначала госбанки могут ввести отрицательные ставки по валютным депозитам, а потом снизят и ставки по рублевым.
Сейчас, обратите внимание, ставки по рублевым вкладам в 4−5 раз выше, чем по валютным. Фактически, это показывает, что рубль на сегодня — наиболее рискованная валюта. Вся мировая экономика держится на принципе: чем выше риск — тем выше доходность. Можно сказать, банковская система сама оценивает потенциальную вероятность обвала рубля в те самые 4−5 раз выше, чем вероятность обвала доллара.
Это же соотношение сохранится в случае, если ставка по долларовым депозитам уйдет в минус.
«СП»: — Что делать гражданам с валютными вкладами?
— Тем, у кого вклады небольшие, наверное, проще всего снять деньги со счета и хранить их в наличной форме. Это позволит полностью избежать потерь. Если же сумма более-менее крупная, часть ее, я считаю, также целесообразно обналичить и положить в банковскую ячейку.
Возможно, кто-то захочет перевести накопления в золото, считая, что это наиболее надежный способ размещения. Хотя, на мой взгляд, в этом есть свои риски и опасности. Кто-то решит переложиться в ценные бумаги.
Давать советы, как правильно поступить в такой ситуации — трудно. Проблема в том, что мир пришел к тому, что безопасных активов в принципе не существует. Везде есть подводные камни, и везде можно на вложениях потерять.
Поэтому люди, которые серьезно занимаются управлением финансами, размещают их в разных инструментах. И очень хорошим результатом считают ситуацию, при которой удалось хотя бы сохранить капитал.