Реакция Минфина на идею Центробанка ввести отрицательные ставки по валютным депозитам выглядит предсказуемо, так как речь идет о следующем шаге в вопросе дедоллоризации российской экономики. Как добавляет эксперт Центра экономических исследований РИСИ Вячеслав Холодков, доверие российского клиента и банков к рублю постепенно растет, поэтому потребность в иностранной валюте уменьшается.
Отрицательные ставки по валютным депозитам
В Минфине обратили внимание на озвученную накануне Центробанком идею ввести отрицательные ставки по валютным депозитам. Как заявил журналистам замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, Минфин поддерживает предложение о введении отрицательных ставок по депозитам в иностранной валюте, а также другие усилия Центрального банка по дедолларизации банковской системы.
По мнению Моисеева, в российской банковской системе должно остаться как можно меньше валютных активов и пассивов. На сегодняшний день российские банки не могут привлекать средства клиентов в евро по отрицательным ставкам, так как это не разрешено законом. Пока идея обсуждается на уровне экспертов и сотрудников финансовых ведомств, изучается масштаб проблемы. Для введения отрицательных ставок потребуется введение налоговых изменений в законодательство.
«Решение Центробанка выглядит естественным, а реакция Минфина предсказуемой. Тенденция к подобным изменениям в российской банковской системе наблюдается давно, например, мизерные ставки по срочным валютным вкладам или даже попытки целого ряда банков утвердить нулевой процент по этим ставкам. Нынешнюю идею по отрицательным ставкам валютных вкладов стоит рассматривать как звенья одной цепи.
Если посмотреть на рынки государственных ценных бумаг очень многих развитых стран, в том числе европейских, то мы увидим, что в Швейцарии, Германии, Дании и других странах отрицательные ставки стали нормой. Они применяются как к ценным государственным бумагам, так и к вкладам населения в банках. То же самое происходит в Японии, поэтому идея ЦБ России укладывается в общемировую тенденцию», - считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Банк России последовательно действует в рамках политики дедоллоризации, и отрицательные ставки стоит рассматривать в качестве следующего шага. Напомним, что ранее в ходе выступления в Госдуме с отчетом о работе ЦБ за 2018 год Эльвира Набиуллина заявляла о продолжении политики девалютизации финансовой системы. Регулятору удалось значительно нарастить долю золота и юаня в российских резервах и снизить долю доллара.
Стратегия ЦБ по уходу от доллара
Доля валютных кредитов и депозитов также снижается, внешний долг также продолжает сокращаться на 12,4% за год, а расчеты в нацвалютах растут. Как подчеркнула Набиуллина, эти меры Центробанка существенно снижают внешние риски экономической и политической природы. При этом сама дедоллоризация не означает отказа от доллара или какого-то ограничения по его хождению на российском рынке. Речь идет в первую очередь об уменьшении роли доллара при международных расчетах
«Если говорить про дедоллоризацию российской экономики, то она идет по всем составляющим и достаточно давно. Идея Банка России о введении отрицательных ставок выглядит вполне оправданно в нынешней экономической ситуации, она идет в русле общемировой тенденции. Кроме того, в условиях ужесточения американских санкций против российской экономики и постепенному их переходу на финансовую сферу, такое решение можно только приветствовать.
Вряд ли стоит ожидать, что введение отрицательных ставок по валютным вкладам серьезно повлияет на рядового российского потребителя, обычного клиента банковской системы. Того ажиотажа с покупкой доллара и евро, который наблюдался в 90-х годах прошлого века, уже не отмечается. Российская национальная валюта за последние годы стала более стабильной.
Она не так сильно колеблется и в меньшей степени зависит от ситуации на мировом рынке нефти. К сожалению, такая зависимость еще остается, но уже не так заметно. Доверие российского клиента и российских банков к рублю постепенно растет и соответственно уменьшается потребность в иностранной валюте», - резюмирует Вячеслав Холодков.
Переход на нацвалюты следует воспринимать не только как реакцию на санкции, а в первую очередь как следующий шаг в поступательном развитии экономики. По мнению экспертов, Россия давно является реальной рыночной экономикой, и нам не нужны подпорки в виде доллара, как это было в 90-е годы.
Дедоллоризации можно назвать нашей защитой в рамках обеспечения экономической безопасности страны в целом, которая придает устойчивость и значимость российской валюте, уменьшая зависимость от валют иностранных государств, считает заведующий кафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимир Климанов. В данном случае стратегия ЦБ по уходу от доллара продиктована вопросами обеспечения национальной экономической безопасности России. Некоторые эксперты и вовсе называют уход от доллара и переход на нацвалюту дополнительным фактором в ускорении экономического развития.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 78
Рейтинг поста: