Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Минском может привести к серьезным результатам, как в экономическом, так и в культурном плане – считает эксперт по Белоруссии и ЕАЭС Дмитрий Болкунец.
России и Белоруссии не помешал бы такой проект
Примечательно, что государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Григорий Рапота отметил, что руководство обоих союзных государств поручило проработать проект высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая в будущем соединит Минск и Санкт-Петербург.
Рапота сообщил, что уже проведены консультации в Москве и Минске, и никто не высказал негативного отношения к такому проекту.
Впрочем, здесь пока нет ни политического решения, ни серьезной проработки, а консультации идут «на уровне идей». Рапота добавил, что данный проект должен рассматриваться, как составная часть российской стратегии по развитию высокоскоростных магистралей.
Поэтому перед нами может возникнуть не частный проект России и Белоруссии, а системное начинание, которое, во-первых, распространит российскую транспортную систему на союзное к нам государство, а, во-вторых, еще плотнее интегрирует Белоруссию в российские торгово-экономические цепочки и хозяйственные связи.
Соответственно, строительство данной магистрали может послужить серьезным шагом в деле интеграции России и Белоруссии, процесс которой, судя по всему, в ближайшие годы будет только усиливаться, причем быстро и эффективно.
«Правильно было бы связать высокоскоростными магистралями Минск и Москву, Минск и Санкт-Петербург, а в перспективе продлить эти линии до Варшавы, Берлина и других европейских столиц и мегаполисов», - констатирует Болкнуец.
Как замечает эксперт, Минск, Москва и Санкт-Петербург расположены между собой на примерно одинаковом расстоянии. В результате чего, получается треугольник, где перспективно развивать железнодорожные связи, беря за основу интеграционные структуры ЕАЭС.
«На сегодня это расстояние наиболее удобно преодолевать с помощью авиатранспорта, но современные технологии, которые позволяют создать железнодорожное сообщение со скоростью в 350 км в час, а то и выше, могут уже в ближайшем будущем изменить существующий расклад сил», - резюмирует Болкунец.
Болкунец считает, что, во-первых, такой проект позитивно повлияет на бизнес России и Белоруссии, а, во-вторых, улучшит ситуацию с коммуникацией между нашими двумя государствами. Кроме того, это бы сказалось на туристическом направлении, поскольку многие туристы, прежде всего, из европейских государств, любят въезжать в Россию через Белоруссию.
Железнодорожный транспорт носит стратегический характер
«В общем, это должно сильно сыграть на руку обеим странам, тем более, здесь имеется одна история, на которую всегда обращают внимание экономисты, предлагающие подобные проекты. Это Транссибирская магистраль, и если в царские времена считали бы, как долго данный проект должен окупаться, то он бы никогда не был реализован по известным причинам», - заключает Болкунец.
Например, его строили по европейским кредитам и европейским займам, из-за чего французские владельцы царских облигаций до сих пор пытаются что-то отсудить у нашей страны. А так, безусловно, перед нами верный посыл, поскольку железные дороги являются стратегическим направлением и государство должно оценивать их перспективу не с точки зрения рыночных принципов.
«Сегодня перед Россией стоит задача связать свою территорию и территорию наших союзников железными дорогами, а также построить высокоскоростные магистрали на основе самых передовых технологий. Это бы сыграло на руку нашим стратегическим и экономическим процессам, поэтому на такие предложения необходимо обращать тщательное внимание», - констатирует Болкунец.
Тем более, в вопросе финансирования здесь можно использовать Китай, а также интегрировать подобные решения в китайские стратегические проекты – хотя бы в разрекламированный «Один пояс – Один путь».
Ведь Санкт-Петербург является крупнейшим российским портом, через который, включая города Ленинградской области, будет с каждым годом проходить все больше и больше грузов, а что касается Минска, то он вместе с остальной Белоруссией может стать нашими сухопутными воротами в Европу, учитывая тот факт, что украинский транзит для России на ближайшие годы потерян.
Соответственно, это не просто какой-то одиночный мегапроект, а начинание, в рамках которого задействована стратегия российского правительства по созданию из России транзитного государства для грузов из Азии в Европу и обратно.
«К тому же, китайцы сегодня строят под Минском масштабный парк и инвестируют туда значительные деньги. Кроме того, у Белоруссии не выбрана кредитная линия по Китаю, а китайцам интересен выход к морю и в континентальную Европу», - резюмирует Болкунец.
По мнению Дмитрия Викторовича, только это обстоятельство позволяет привлечь в этот российско-белорусский проект китайских инвесторов, поскольку здесь преследуются цели, которые коррелируют с торгово-экономической стратегией Китая.
«Кроме того, существуют высокоскоростные магистрали, как пассажирские, так и грузовые, поэтому здесь речь может идти о двух разных ветках, ведь разбивать данные проекты нельзя, поскольку это нецелесообразно экономически», - резюмирует Болкунец.
Кроме того, не надо забывать про феномен «Сапсана», который уже десять лет показывает серьезную прибыль.