Правительство Германии в пятницу обнародовало широкий пакет мер спасения климата на период до 2030 года, реализация которых обойдется не менее чем в 100 млрд евро.
Заявленная цель - добиться снижения объемов сжигания нефти, угля и газа, чтобы уменьшить выбросы углерода, которые приводят к потеплению на планете, а также поддержать развитие чистых, возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и распространения автомобилей с нулевым уровнем выхлопа.
Вот некоторые ключевые моменты из пакета мер, которые пока не трансформировались в законы, направленные на снижение выбросов парниковых газов в Германии по меньшей мере на 55% от уровня 1990 года к 2030 году.
- Электромобили -
Германия будет стремиться довести количество электромобилей на немецких дорогах до уровня 7-10 миллионов к 2030 году. Для этого будет создана сеть из миллиона зарядных станций.
На модели электромобилей стоимостью ниже 40 000 евро начиная с 2021 года будет предоставляться софинансируемая пгосударством и производителями субсидия размером несколько тысяч евро.
Транспортный налог будет скорректирован в пользу "зеленых" авто - за счет автомобилей, испускающих CO2.
- Самолеты, поезда -
План предусматривает пересаживание пассажиров с "грязных" коротких авиарейсов на более "зеленые" поезда: налог на воздушные перевозки возрастет с января 2020 года, и авиакомпаниям запретят продавать "убыточные" авиабилеты.
Железнодорожные билеты подешевеют примерно на 10% за счет снижения НДС.
Около 86 млрд евро будет вложено в железнодорожную инфраструктуру, будет запущен пилотный проект единого проездного на все виды городского общественного транспорта - "один-евро-в-день".
- Отопление -
Субсидии будут способствовать замене мазутных домашних систем отопления на более экологически чистые модели, с оплатой государством до 40% стоимости.
С 2026 года установка новых систем отопления на мазуте будет запрещена в большинстве случаев.
Налоговые льготы будут стимулировать энергосберегающие технологии в строительстве, особенно нацеленные на уменьшение потерь тепла в холодные зимние месяцы.
- Ветер, солнечная энергия -
Правительство будет поддерживать дальнейшее развитие ветровых и солнечных электростанций, которые сейчас составляют львиную долю ВИЭ, на которые приходится 38% спроса на электричество в Германии.
Чтобы заставить муниципальные власти смириться со строительством новых ветропарков (а сейчас местные власти часто через суд запрещают их возведение на своих землях), муниципалитетам будет разрешено участие в прибылях.
Солнечные станции, распространенные в южной Германии, будут субсидироваться, а офшорные ветряные парки в Северном и Балтийском морях будут расширены.
Цель Германии заключается в том, чтобы увеличить долю "зеленой" энергии до 65% от общего спроса на электроэнергию к 2030 году, атомная энергетика должна быть свернута к 2022 году, угольная - к 2038 г.
- Торговля квотами на выбросы углерода -
Использование ископаемого топлива станет невыгодным в рамках национальной системы торговли квотами на транспортне и в строительном секторе. Это приведет к увеличению стоимости бензина и дизельного топлива, хотя поездки на дальние расстояния будут компенсированы пассажирам налоговыми льготами.
Схема "Загрязнитель-платит" поощряет предприятия и потребителей к использованию экологически чистой энергии и технологий для того, чтобы избежать прямых или косвенных расходов, связанных с приобретением "экологических" сертификатов.
Тонна выбросов СО2 на начальном этапе, с 2021 года, будет стоить символические 10 евро, а потом должна вырасти до 35 евро к 2025 году. После этого "право на выбросы" будет торговаться в диапазоне от 35 до 60 евро.
Будет законодательно установлено максимальное количество выбросов в Германии, которое затем будет поступательно снижаться из года в год, а цена на СО2 будет формироваться через аукционы, в зависимости от спроса и предложения квот на выбросы.