Очередное снижение базовой ставки ФРС США сделало привлекательнее российские финансовые инструменты для иностранных инвесторов. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал независимый экономический эксперт Антон Шабанов.
Федеральная резервная система США снизила базовую процентную ставку с с 2-2,25 до 1,75-2% годовых. Снижение стало вторым подряд - в первый раз ФРС снизила ставку в июле 2019 года, что произошло впервые со времен глобального финансового кризиса 2008-го. Ключевые экономические показатели с момента прошлого заседания 31 июля изменились слабо, следует из релиза ФРС. В том числе, по оценке регулятора, в июле экономическая активность в стране росла умеренными темпами, рынок труда "оставался сильным".
"Такое решение Федрезерва США было более чем ожидаемым – все игроки рынка пребывали в уверенности, что такой шаг регулятор непременно сделает, - отмечает аналитик. – Потому взрыва на рынках, бурного роста или падения решение ФРС не вызвало – все последствия давно заложены в ценах на активы заранее. То есть решение было отыграно заранее, а многие центробанки мира готовились к такому повороту событий. Слишком много факторов указывали на необходимость этого решения ФРС.
В частности, это глобальные процессы во всей мировой экономики – она вошла в цикл снижения основных банковских ставок по всей планете. Штаты не могли остаться в стороне от этих глобальных процессов. Кроме того, повлияли и внутренние факторы – американская экономика замедлила рост в сравнении с предыдущими годами, и регулятор обязан был на это реагировать. По сути, снижение ставки ФРС продиктовала совокупность всех условий, но глобально на мировой экономике оно не отразится".
Российская выгода
По мнению специалистов, политика на снижения ставок ФРС не стала реакцией на конкретное ухудшение экономических показателей, а упреждающий шаг. Глава ФРС Джером Пауэлл пояснил, что понижение закладывалось ради предотвращения рисков экономического спада в США из-за слабого роста мировой экономики и неопределенности из-за торговых войн. Он подчеркивал, что это не начало цикла смягчения монетарной политики. И признаков снижения неопределенности в мировой экономике не видно из-за политики самих США.
Тем не менее, заявление регулятора показало, что чиновники ФРС не придерживаются единого мнения относительно монетарной политики. В частности, три чиновника на заседании проголосовали против снижения ставки на 25 базисных пунктов, но при этом по разным причинам: двое из голосующих выступили против снижения вообще, один выступил за более резкое понижение. Такое положение дел показывает, что и в США сомневаются по поводу линии экономического поведения на фоне глобальной нестабильности.
"Снижение ставок ФРС дает определенные выигрыши России. К примеру, повысило привлекательность российских облигаций федерального займа – финансовых инструментов, которые Центробанк РФ предлагает внутренним и зарубежным инвесторам. Иностранные игроки в рамках кэрри-трейда приобретают эти ценные бумаги, получая прибыль в виде разницы между ставками ФРС и Банка России. Снижение ставки американским регулятором повысило их прибыльность.
Этот процесс поддержал привлекательность российских облигаций в глазах инвесторов, так как Центробанк РФ тоже проводит политику по снижению ключевой ставки. И российские финансовые инструменты сохраняют высокую конкурентоспособность на мировом рынке. Доходность они предлагают не "космическую", но куда выше американских облигаций, по которым максимум можно рассчитывать на 1-2% годовых. А европейские бумаги показывают и вовсе отрицательную доходность – инвестор вынужден доплачивать за вложения в них", - подчеркивает эксперт.
Политика ФРС
Сразу семь членов комитета по открытым рынкам Федрезерва после состоявшегося накануне заседания заявили, что ФРС еще раз в этом году намерена снизить базовую ставку. Тем не менее, Пауэлл отметил, что регулятор не ожидает использования отрицательных процентных ставок. Он допустил, что снижение может продолжиться на протяжении длительного времени, если темпы роста экономики США начнут значительно сокращаться, однако такие прогнозы пока маловероятны. Цель ФРС – удержать инфляцию в стране на уровне 2%.
Тем не менее Пауэлл признал, что определенные риски для американской экономики сохраняются. "Вопрос больше заключается в рисках позитивным перспективам. Имеются риски снижения темпов экономического роста, и мы о них говорили. С течением времени на американский рост будет влиять глобальный рост - меньше, чем на многие другие экономики, но все же будет", - отметил он. Основной проблемой он назвал "резкие торговые противоречия".
"Все указывает на то, что ФРС при принятии дальнейших решений будет руководствоваться общемировой ситуацией, а не только состоянием американской экономики. В этом году регулятор продемонстрировал первые шаги по изменению правил игры во внутренней политике. Но предсказать дальнейшие свои действия не может даже сам Федрезерв США – ситуация в мировой экономике меняется кардинально и стремительно.
При этом американский регулятор – самый консервативный центральный банк в мире. И если общий тренд на снижение центральных ставок в мире продолжится, то ФРС, безусловно, ему будет следовать – возможно, к концу этого года мы увидим новое снижение. Но если мировая экономика покажет позитивные процессы, ставки Федрезерв заморозит. А возможно и начнет "играть на повышение", - заключает Антон Шабанов.