Решение национального суда Болгарии является позитивным фактом для процесса реализации второй нитки «Турецкого потока», – считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
Данное решение открывает «Турецкому потоку» дорогу в Европу
Напомним, что национальный суд Болгарии убрал сегодня препятствия для строительства инфраструктуры «Турецкого потока» на болгарской территории, прекратив длительный судебный спор по подрядчику этого газотранспортного проекта.
Данное обстоятельство длительное время вызывало опасения по поводу судьбы этого проекта, ведь благодаря таким судебным разбирательствам начало работ по «Турецкому потоку» в Болгарии постоянно откладывалось. В результате, сложилась ситуация, когда болгары с одной стороны участвуют в проекте, а с другой – болгарская юрисдикция тормозит любые действия в этом направлении.
К тому же, это рождало прямые ассоциации с «Южным потоком», когда болгары весь 2014 год тормозили начало работ по этому проекту, а затем в одностороннем порядке отказались от него после визита американской сенаторской делегации во главе с Джоном Маккейном.
Поэтому такое решение болгарского суда носит позитивный характер и открывает возможности для начала работ по строительству в этой стране интерконнектора в Сербию, откуда газотранспортная инфраструктура пойдет дальше в Венгрию и австрийский хаб Баумгартен.
«Перед нами достаточно позитивная новость, поскольку в Болгарии возникли серьезные вопросы по поводу того, кому достанется контракт на строительство сухопутной части газотранспортного проекта «Турецкий поток», - констатирует Перов.
Как замечает эксперт, деньги, которые выделяются на эти инфраструктурные начинания, являются неплохими, тем более, для такой, мягко говоря, небогатой европейской страны, как Болгария. Ведь не просто так президент и премьер-министр Болгарии, относящиеся к разным партиям, ездили в Россию, чтобы договориться с российским политическим руководством об участии болгарской стороны в «Турецком потоке».
Для Болгарии данный проект представляет собой перспективу стабильных поступлений в бюджет, которые не помешают болгарской экономике. Ведь эта страна вместе с Румынией так и не смогла достигнуть среднеевропейского уровня и находится в перманентном кризисе.
«Соответственно, в Болгарии шла достаточно серьезная лоббистская борьба за право получить те «пирожки», которые достанутся этой стране вместе с сухопутной частью «Турецкого потока». Так что, это не только внешний, но и внутренний вопрос», - заключает Перов.
Серьезных препятствий у «Турецкого потока» на сегодня нет
По словам Александра Валентиновича, проблемы «Турецкого потока» не исчерпываются Болгарией, поскольку на пути данного проекта есть еще Сербия, где также возможны определенные сложности технического характера, которые могут усложнить это дело.
«Поэтому не нужно драматизировать процесс с поиском болгарских подрядчиков, поскольку ситуация все-таки развивается, а сами работы по «Турецкому потоку» пока очень далеки до прихода газотранспортных мощностей в Болгарию», - резюмирует Перов.
Перов полагает, что все задержки по «Турецкому потоку», которые связаны с Болгарией, больше носят технический характер, хотя это, конечно, в определенном смысле и затормаживает сроки реализации проекта. Кроме этого, это мешает нормальному планированию начала поставок газа через данный проект в государства Евросоюза. Впрочем, на сегодня здесь все контролируемо, а все вопросы решаются.
«Пока газ придет на Балканский полуостров, пройдет достаточно много времени. По крайней мере, это точно произойдет не завтра, из-за чего все подобные задержки в Болгарии не имеют решающего значения для данного проекта», - констатирует Перов.
Соответственно, нельзя говорить о том, что в рамках судебных трений в Болгарии идет реальный разговор о том, чтобы создать проблемы для «Турецкого потока». Тем более, он находится с южной стороны Европы и не конкурирует с американским СПГ.
По этой причине мы сегодня не слышим критики второй нитки «Турецкого потока» со стороны западных СМИ и политического истеблишмента, как это постоянно имеет место с «Северным потоком-2». Впрочем, и степень реализации этого проекта гораздо ниже, а так он также присутствует в тех санкционных ограничениях, которые в настоящее время приняты по России в Соединенных Штатах.
«Пока ничего кардинального и радикального, что, например, недавно произошло с «Северным потоком-2» и Opal, по «Турецкому потоку» и Балканскому направлению не наблюдается, и я надеюсь, что не будет наблюдаться», - заключает Перов.
Здесь фактором риска, по мнению эксперта, является даже не давление со стороны Евросоюза и США, а возможность обострения отношений с Турцией, ведь именно от Анкары зависит дальнейшая реализация данного проекта. Впрочем, наша страна и Турция давно договорились о том, что торгово-экономические вопросы и политические вроде Сирии составляют разные грани наших отношений.
«Просто здесь существуют разные геополитические сценарии. К тому же, у нас был опыт охлаждения отношений с Турцией, пусть и временного характера, а так кроме этого каких-то других рисков у данного проекта на сегодня нет», - резюмирует Перов.
Соответственно, текущие российско-турецкие переговоры на высшем уровне гарантируют и реализацию второй нитки «Турецкого потока».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+