Сам рынок земли, по планам Зеленского, должен заработать уже с 1 января 2020 года. А до декабря власти должны решить юридические вопросы по отмене моратория и прописать полную базу законов, которая и создаст рынок.
Ранее новый премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявлял, что снятие моратория на продажу земель и «большая приватизация» — это приоритетные вопросы для правительства.
Больной вопрос для страны
Мораторий на продажу сельхозземель действует на Украине 14 лет. МВФ ждет от Киева принятия земельной реформы, которую власти затягивают уже несколько лет. Прежние власти обоснованно считали, что снятие моратория на продажу земель обрушит их рейтинги.
И в парламенте предыдущего созыва не было консенсуса по этому вопросу. Ряд фракций выступали против открытия рынка земли, опасаясь, что крупные иностранные корпорации скупят ее у населения по низким ценам.
Площадь сельхозземель на Украине составляет 42,7 млн га, или 70% площади всей территории страны, а площадь пашни — 32,5 млн га, или 78,4% всех сельхозугодий.
Пока под запретом продаж — государственные и коммунальные земли, а также земельные паи для товарно-сельскохозяйственного производства и частично ЛСХ (личное сельское хозяйство). Пайщиками являются 7 миллионов граждан.
При этом неофициальная торговля всё равно проводится, хотя в основном действует рынок аренды. Паи арендуются не менее чем на 7 лет, а мелиорированный участок — минимум на 10.
Опасное дело
Новая власть явно торопится создать рынок земли. А это значит, что вряд ли примут пакет «защищающих» простых украинцев законов.
Тех законов, которые могли бы пресечь рейдерство на селе, повысить цену земли (чтобы люди не продавали ее за копейки), помогли бы мелким землевладельцам развивать свой аграрный бизнес.
Если этих документов не будет, страну накроет «дикий» рынок, на котором смогут уцелеть лишь немногие украинцы. Издание Украина.ру уже подробно писало об этом.
Раскритиковали инициативу Зеленского и «Слуги народа» в «Оппозиционной платформе — За жизнь». Народный депутат Илья Кива заявил, что новый потенциальный рынок земли несет угрозу суверенитету Украины. «Сегодня такие решения (как открытие рынка земли. — Ред.) принимаются в большей степени под давлением МВФ. Сегодня украинскую землю пытаются фактически украсть. Наша земля, к сожалению, будет куплена за копейки крупными корпорациями», — сказал Кива.
Вопрос отмены моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения нужно вынести на референдум, говорит сопредседатель «Оппозиционной платформы…» Вадим Рабинович.
Он назвал землю единственным неразворованным богатством Украины. Также Рабинович напомнил, что ранее Зеленский обещал не принимать решение о продаже земли без всеукраинского референдума.
Краткосрочный эффект, но стратегическое поражение
Продажа земель не решит глобальных проблем Украины, уверен политолог, директор Информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков. Украинские экономические проблемы, добавляет он, носят системный характер, а нынешний набор инструментов не позволяет их решить: «это обусловлено зависимостью от власти транснационального капитала». «За страной закрепляется наименование «государство-клиент» (которое экономически, политически либо военным образом подчинено другому, более влиятельному государству. — Ред.), которому ничего не поможет. Это (введение рынка земли. — Ред.) будет сделано в интересах иностранного и части украинского капитала, который выступит посредником», — заявил Рудяков.
При этом краткосрочный экономический эффект, безусловно, будет, прогнозирует эксперт.
«Здесь вопрос в том, сколько украдут посредники и насколько снизит реальную цену украинских черноземов государство, и что дойдет до бюджета. Это поможет какие-то дыры подлатать, показать какую-то доброту и заботу государства о широких массах населения. Но стратегически это закрепит статус Украины как государства-клиента», — уверен политолог.
При разумном подходе будет приток инвестиций
Это очень неоднозначное решение и все будет зависеть от того, как данный шаг правительства будет подготовлен, считает руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. Если Кабмин сможет провести активную разъяснительную кампанию, где будут разоблачены множество стереотипов и домыслов относительно продажи земли, это уменьшит потенциальное напряжение в обществе, отмечает эксперт.
«В этом вопросе нужно признать, что существуют определенные группы риска — такие как фермеры и мелкий аграрный бизнес, у которых просто нет денег на выкуп земли. И здесь большая задача будет стоять перед правительством, чтобы подготовить продуманные решения, которые позволили бы таким аграриям на приемлемых условиях выкупить свои земли», — заявил Фесенко.
С другой стороны, продолжил он, можно уверенно утверждать, что «это приведет и к притоку инвестиций и общей активизации всего агарного сектора Украины».
Люди помнят болезненный опыт 90-х
Зеленский проявил себя как не лучший демагог, говорит политолог Алексей Якубин. У Зеленского раньше активно говорили о том, что готовы прислушиваться к мнению общества по всем ключевым вопросам. Но если рассмотреть данные социологии, то окажется, что 70% опрошенных — против снятия моратория на пролажу земли
«Потому что законодательная база не готова, много риска с рейдерскими захватами. Нет ни земельного кадастра, ни органов, которые бы следили за качеством земли. То есть просто взять и отменить мораторий означает превратить землю в базар», — пояснил политолог.
По его словам, люди ощущают опасность от этого, потому что есть негативный опыт приватизации 90-х, «когда небольшому проценту достались самые лакомые кусочки, а остальным в лучшем случае ваучеры». «Этот опыт ведет к тому, что общество негативно относится к этой идее», — подчеркнул эксперт.
«Зеленский сам не представляет, с чем столкнется»
Украинских крестьян эта «реформа» мало заденет, считает Павел Рудяков, поскольку основные сельхозземли на Украине им не принадлежат — «они в той или иной форме собственности у средних и крупных хозяйств».
«Иностранные компании, которые уже работают на Украине, я беру в пример Киевскую и Черкасскую области, привлекают местных работников по минимуму. Они привозят своих рабочих. Когда они столкнулись с нашими, поняли, что те не дисциплинированны, не выдерживают технологических рамок: когда надо вносить удобрения, они могут не вносить, потому что будет свадьба у соседа», — рассказал политолог.
Украине давно нужно приходить к нормальной цивилизованной системе оборота земли и исключать возможность коррупционного, серого рынка, которой уже давно функционирует, вот только государство от этого не получает ничего. Такое мнение у Владимира Фесенко.
«Конечно есть риски, что ситуацией могут воспользоваться крупные агрохолдинги и стоящие за ними иностранные инвесторы. Поэтому не признавать существующие риски было бы неправильно. Кроме того, насчет выгодоприобретателей могу отметить еще один интересный момент. Интересы даже крупного агробизнеса не столь однозначны. Вы удивитесь, но многие крупные сельскохозяйственные корпорации выступают резко против продажи земли. А причина здесь такова: на выкуп нужны большие финансовые ресурсы, а им выгоднее работать в существующих условиях, когда за аренду можно платить весьма небольшие деньги. У них уже сформированы большие банки земли, и выкупить ее разом будет для них крайне тяжело», — сообщил эксперт.
При этом, отмечает он, нужно понимать, что, как только рынок земли станет реальностью, это неминуемо вызовет рост ее стоимости: причем как продажи, так и аренды.
В то же время Фесенко уверен: Зеленский сам просто не представляет всех последствий и проблем, с которыми столкнется при реализации задуманного, не видит всех политических рисков.
Команда Зеленского настроена неолиберально: они почему-то думают, что рынок земли должен запустить экономический рост, говорит Алексей Якубин. Но по факту это просто попытка в краткосрочном периоде закрыть кредитные обязательства Украины за счет привлечения «базара земли», то есть продажи земли за бесценок, уверен политолог.