После потери Крыма черноморское побережье Одесской области стало для Украины туристической Меккой. В короткий летний период в Одессу со всех концов страны съезжаются туристы, оставляя в городе свои деньги порой за весьма посредственный сервис
Курортный сезон 2019 года стал для Одессы пятым по счету после утраты Украиной Крыма. Открытие Одессы как нового туристического центра для внутреннего туризма произошло летом 2015 года, когда в город сьехались потоки отдыхающих со всех областей Украины. Такого наплыва туристов в Одессе не было, пожалуй, со времен Советского Союза.
Социалистическими темпами
Согласно данным госслужбы статистики Украины, летом 2015 года Одессу посетили 1,5 млн туристов, 57% из которых составляли внутренние путешественники, остальные поделились приблизительно поровну между западной и восточной Европой, 5% составили граждане Турции. В 2016 году в высокий сезон Одессу посетили 1,8 млн человек, при этом число туристов из Белоруссии выросло в сто раз, составив 97 тыс. человек. А вот с 2017 года, когда в Южную Пальмиру начали возвращаться российские туристы, для Одессы начался летний туристический аншлаг, в высокий сезон город посетили 2,5 млн человек, подобная тенденция сохранилась и на лето 2018 года, когда Одессе удалось привлечь 3,2 млн туристов. Однако сама Одесса из-за упадка туристической инфраструктуры оказалась не готовой принять всех желающих.
Цены на жилье и отели
Во времена канувшего в Лету Советского Союза Одесса, помимо промышленного и транспортного центра, выполняла определенную роль в туристической отрасли социалистической сверхдержавы. Раскинувшийся по побережью город и за его пределами санатории, дома отдыха и пионерские лагеря принимали туристов со всех уголков СССР. Даже в пионерлагерях большинство отдыхающих детей были из других республик страны. Но гибель сверхдержавы и начавшийся строительный бум поставил крест на существовании старых советских здравниц. Большая часть санаториев Одессы была снесена, а на их месте как грибы после дождя выросли новостройки. Оставшиеся санатории оказались в запустении. В таком состоянии встретила Одесса отдыхающих в 2015 году. Но то, что погубило советские здравницы, как раз и помогло принять посетителей города — предприимчивые одесситы начали сдавать посуточно свои квартиры в новостройках приезжим отдыхающим.
В последующие туристические сезоны ситуация повторялась, введенные в эксплуатацию дома на летний период использовались как аппартаменты для туристов.
За последние три года в городе сложился устойчивый рынок жилья. Самую простую однокомнатную квартиру с минимальными удобствами в спальном районе можно снять за 500 грн в сутки (1200 рублей). Сутки в квартире с кухней-студией стоили туристам 650-800 грн (около 2 тысяч рублей), а у моря уже 1100-1300 грн (около 3 тысяч рублей), причем это нижний ценовой предел. Цена за однокомнатные аппартаменты среднего сегмента в Аркадии достигает 2000 грн (5 тысяч рублей). Стоимость гостиничных номеров варьировалась от 350 грн в сутки в «Зирке» и «Токио стар» и до 1500 грн (от 1 000 рублей до 4 тысяч) в отелях прибрежной зоны за одноместный номер с минимальными удобствами. Например, в гостинице «Гагарин-плаза», пользующейся большим спросом у иностранных и внутренних туристов, стоимость одноместного полулюкса летом 2019 года достигала 2000 гривен (5 тысяч рублей).
Самые дешевые предложения по сдаче квартир в летний сезон в спальных районах не опускались ниже 400 грн в сутки (примерно 1 тысяча рублей), а самые дорогие превышали 25 тысяч грн (60 тысяч рублей) в сутки — вилла с видом на море на 13-й станции Фонтана.
Нерасточительные отдыхающие
Однако туристы, посещающие город в летнее время, четко обозначили тенденции своего отдыха. Отдыхающие, особенно украинцы, больше предпочитают смотреть, нежели тратить. Например, считается нормальным приехать на отдых со своими продуктовыми запасами, чтобы сэкономить деньги на питании. Основной целью отдыхающих становятся одесские пляжи и прогулки по историческому центру города. Подобная ситуация отразилась и на развлекательной индустрии Одессы, сосредоточенной в основном в Аркадии. Если до Евромайдана богатые российские туристы считали своим долгом посетить ночной клуб «Ибица», оставив в нем значительные суммы, то с их уходом бизнес начал чахнуть. Топовым ночным клубам даже пришлось снизить цену на вход и бар, соответственно изменились и их доходы. Например, летом 2019 года средняя стоимость входного билета в «Ибицу» составляла 200 грн в будние дни (500 рублей) и 350-500 грн (800 —1300 рублей) в выходные. Для сравнения: летом 2013 года средняя стоимость входа в «Ибицу» составляла 150 грн в будни и 300 грн в выходные, но в 2013 году доллар стоил 8 грн, а в 2019-м он стоит 25,5 грн, таким образом, «Ибице» пришлось снизить стоимость входа более чем в два раза. Подобная ситуация наблюдается в Аркадии повсеместно.
Неутешительные итоги 2019 года…
Данные Госслужбы статистики Украины о посещаемости Одессы в летний период формируются на основании собираемости туристического сбора (наценки за оплату гостиничного номера) и обычно публикуются в конце осени, поэтому подсчитать количество туристов уходящего сезона на основании официальной информации пока невозможно. Однако существует ряд других методик, которые являются более точными, нежели предложенная Госстатом. Например, во времена Советского Союза количество отдыхающих в городах-курортах подсчитывалось, исходя из количества проданных хлебобулочных изделий.
В ситуации с современной Украиной более актуальным будет подсчет числа туристов по количеству проданной минеральной воды. Ведь в жаркое время года этот товар является наиболее ходовым и определяет число клиентов супермаркета за определенный промежуток времени. Согласно информации, полученной автором статьи от источника из крупной торговой сети одесских супермаркетов, спрос на минеральную воду за летний период 2019 года оказался ниже аналогичного периода 2018 года на 13%. Если разбить график спроса помесячно, то сравнение июня 2018-го с июнем 2019-го дает разницу в 7%, июля — в 4%, августа — в 2% не в пользу 2019 года.
Недовольные таксисты
Летний период является самым прибыльным сезоном для рынка перевозок. Поскольку официальной статистики по данному сегменту еще нет, то единственным доступным показателем наполненности города туристами является чистая прибыль и количество заказов обработанных водителями такси за летний период. Так, по сообщениям диспетчеров и водителей служб такси, сезон для них начался только с начала августа, и средняя прибыль за одну смену была сопоставима с аналогичным периодом 2018 года. Но сезон 2018 года был более продолжителен по времени, поскольку начался с июля того года. Таким образом, для рынка перевозок сезон 2019 года по сравнению с прошлыми годами был бедным.
Туристическое дно
Конечно, можно подумать, что одной из основных причин падения туристической популярности Одессы в первую половину лета 2019 года стало цветение морской воды, надолго покрывшее одесские пляжи разлагающимися водорослями. Эта ситуация, конечно же, внесла определенную лепту, но основной причиной стало то, что в связи с отсутствием у украинского правительства внятной стратегии развития туристического сегмента Одесса фактически нащупала свое туристическое дно.
Основным критерием отдыха для небогатого украинского туриста является сочетание цены-качества, а в этом отношении Одесса уступает не только польским, но и болгарским туристическим направлениям. Так, стоимость продуктов питания, которая за прошедшее лето поднялась до 10%, и укрепление курса гривны на 7% привели к тому, что туристам с центральной и западной Украины было выгоднее отдыхать в ближнем зарубежье, с большим толком потратив там свои деньги. Проблем для одесского туристического сектора добавила неразвитая гостиничная инфраструктура, которая за весьма приличный гонорар предполагала посредственный сервис. Также добавило проблем туристическому сектору и то обстоятельство, что значительная часть внутренних туристов за прошедшие годы уже посетили Одессу и решили попробовать для себя новые направления.
На самом деле Одесса никогда не была специализированным туристическим центром. Политика Российской Империи и Советского Союза сделала из Одессы крупный транспортный и промышленный узел — место базирования самой мощной в мире судоходной компании, оставив для туристического сектора лишь небольшой сегмент ее потенциала и территории. После 28 лет деградации и уничтожения специализированных здравниц частный капитал так и не смог создать им достойной замены в виде доступных домов отдыха и санаториев. Поэтому остатки советской роскоши в виде оборудованных гидротехническими сооружениями пляжей ни по критерию «качество», ни по адекватности цены не способны конкурировать с целенаправленно развивающимися последние 20 лет курортами Болгарии и Румынии.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+