Большинство предоставляемых налоговых льгот действительно неэффективны и требуют огромных трат со стороны ФНС на налоговое администрирование, отмечает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов. Минфин проводит инвентаризацию налоговых льгот, в результате которой часть льгот будет отменена, а новые льготы будут обкатываться в пилотном режиме в качестве эксперимента.
Объем неэффективных льгот для бизнеса
Минфин впервые оценил объем неэффективных льгот для бизнеса. В итоге порядка 66% региональных налоговых преференций оказались неэффективными для бизнеса. В прошлом году они принесли прибыль в 87 млрд рублей, а обошлись субъектам в 253 млрд рублей.
Согласно расчетам Минфина, в 38 регионах страны, включая Москву, преференции не принесли бюджетам дополнительных расходов, в то время как в оставшихся субъектах РФ положительный эффект был незначительным. Как пишут «Известия», наибольшее количество эффективных льгот было зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области.
«Большинство предоставляемых налоговых льгот действительно неэффективны и требуют огромных трат со стороны ФНС на налоговое администрирование. Под льготы выделяется финансирование, содержится штат в определенном количестве федеральных налоговых служб и так далее. Неэффективность льгот объясняется и их многочисленностью, так как они устанавливались еще после отмены закона об основах налоговой системы.
Тот период был связан с декларированием умеренной экономической политики и льготного режима налогообложения для субъектов малого бизнеса. Основная цель заключалась в стимулировании малого бизнеса, льготы выдавались предприятиям, инвестирующим собственные средства в основной капитал. В итоге многочисленные льготы, которые были выделены с 2001 года, показали свою неэффективность.
Неэффективность налоговых льгот заложена и в их механизме, их использование часто носит затруднительный характер. Достаточно взять инвестиционный налоговый вычет, который предоставляется предприятиям, инвестирующим в свой основной капитал. Воспользовался этой преференцией непросто, законодательно она введена только в 10 регионах, но и там есть ограничения относительно видов оборудования или перечня технологий. Кроме того, со стороны ФНС тут же усиливается контроль в плане получения необоснованной налоговой выгоды», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Алисен Алисенов.
Вопрос эффективности налоговых льгот остро встал в прошлом году, когда для балансировки бюджета с учетом масштабных нацпроектов потребовалось увеличивать сборы. По мнению экспертов, неэффективные льготы предстоит тщательно проанализировать и в перспективе исключить.
Новый налоговый подход Минфина
По подсчета Минфина, в настоящее время в России действует более 3,5 тысяч федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. Причем только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот, из-за которых бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году.
«В законе об основах налоговой и таможенной политики до 2020 года были заложены положения, в соответствии с которыми Минфин должен провести инвентаризацию налоговых льгот на предмет их эффективности. Эта работа и проводится по настоящее время. В результате неэффективные налоговые льготы должны быть отменены, а новый налоговый подход Минфина будет направлен не на увеличение количества льгот, а на их уменьшение.
При этом те льготы, которые Минфин планирует оставить, должны быть эффективны как с точки зрения администрирования, так и использования бизнесом. Показавшие свою неэффективность преференции надо отменить, предоставив вместо них налоговые льготы, которыми бизнес мог бы воспользоваться для повышения роста инвестиций или увеличения рабочих мест.
Кроме того, новые налоговые льготы должны вводиться в пилотном режиме в качестве эксперимента в отдельных субъектах РФ. Причем регион должен быть подготовлен с инвестиционной, экономической и финансовой точки зрения. Прежде чем законодательно вводить какие-то льготы, нужно понять, будет ли соответствующий спрос на них. Если пилотные проекты подтверждают спрос и эффективность такой меры, то можно распространять его на всю территорию РФ»,- резюмирует эксперт.
Ранее эксперты называли донастройку налоговой системы вкупе с поддержкой малого и среднего бизнеса, внедрением цифровизации и индексацией зарплат бюджетникам среди ключевых изменений, которые позволят увеличить темпы экономического роста России. Напомним, что министр экономического развития Максим Орешкин в июне пообещал представить через несколько месяцев сразу десять ключевых изменений по повышению темпов экономического роста.