На протяжении более чем десяти лет Ростех ведет целенаправленную работу по совершенствованию корпоративного управления холдинговыми компаниями. За это время были созданы новые совместные предприятия и проведена оптимизация существующих производств. Спасение промышленных гигантов России является одним из важных достижений деятельности Корпорации.
В 2009 году в состав Госкорпорации вошли 443 организации, 148 из которых находились в предкризисном и кризисном состоянии, 28 – в стадии банкротства, 17 – не осуществляли деятельность, а еще 27 были близки к утрате имущества. Благодаря Ростеху удалось решить проблемы ведущих предприятий в стране.
АВТОВАЗ: история продолжается
В 2009 году крупнейший автопроизводитель Восточной Европы АВТОВАЗ находился на грани банкротства. Экономический кризис в стране привел к падению продаж автомобилей и фактической остановке производства. Для спасения автогиганта Ростехом была разработана антикризисная программа, в которой главный упор был сделан на партнерство с лидером мирового автомобилестроения – Alliance Renault–Nissan. Была проведена рекапитализация предприятия, в рамках которой АВТОВАЗу была выделена государственная поддержка в размере 54,8 млрд рублей, а Alliance Renault–Nissan, один из основных акционеров, предоставил технологии и запустил на площадках завода производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0.
По оценкам экспертов, одной из причин неэффективности АВТОВАЗа в период кризиса стало низкое качество выпускаемых автомобилей. Новый антикризисный план включил в себя программу по контролю качества, реализация которой привела к росту качества продукции АВТОВАЗа в 10 раз к 2012 году. В том же году было создано совместное предприятие Alliance Rostec Auto BV, которое на данный момент владеет 100% акций АВТОВАЗа, и выпущен первый автомобиль LADA Largus на новой платформе.
Благодаря совместным усилиям Ростеха и партнеров сегодня продукция АВТОВАЗа лидирует по продажам в России, производитель наращивает экспорт машин в ближнее и дальнее зарубежье. Заводы группы выпускают автомобили по полному циклу производства и автокомпоненты для трех брендов: LADA, Renault и Datsun. На данный момент в производстве АВТОВАЗа находятся пять семейств LADA: Vesta, XRAY, Largus, Granta и LADA 4х4. Также компания поставляет компоненты для московского завода Renault и производств бренда в Бразилии, Турции и Алжире.
2018 год стал успешным для АВТОВАЗа. Продажи автомобилей в России выросли на 16% по сравнению с 2017 годом и составили 360 204 машины. LADA Vesta стала самым продаваемым автомобилем в стране. Также в 2018 году был проведено обновление (фейслифтинг) линейки Granta, начались продажи седана Vesta Cross и кроссовера XRAY Cross. Всего до 2026 года АВТОВАЗ планирует выпустить восемь новых моделей и провести девять рестайлингов.
Калашников: возрождение бренда №1
В развитии многих проектов решающее значение приобрели механизмы государственно-частного партнерства, повышающие эффективность инвестиций и бизнес-процессов.
Благодаря стратегическому партнерству с частными инвесторами в 2013 году началась масштабная программа преобразований в крупнейшем оружейном концерне "Калашников". К этому моменту предшественник концерна, НПО "Ижмаш", пришел в предбанкротном состоянии: задержки зарплаты рабочим доходили до полугода, были изношены производственные фонды, а загрузка современного оборудования не превышала 20%. Для спасения предприятия были привлечены частные инвестиции, доля которых в "Калашникове" сегодня составляет 75%.
Обновление одного из самых известных в мире российских предприятий коснулось не только технической базы и управления, но и сферы маркетинга. В 2014 году был проведен ребрендинг компании, зарегистрированы бренды "Калашников/Kalashnikov" и "Ак-47". В 2016 году концерн модернизировал производство. В рамках стратегии развития "Калашников" стал многопрофильным оборонным холдингом, специализирующимся на разработке и производстве комплексов военного и гражданского назначения, способных эффективно работать на суше, воде и в воздухе. В перспективе ближайших пяти лет концерн рассчитывает увеличить долю гражданской продукции до 50%.
Продуктовыми направлениями деятельности группы являются: дистанционно-управляемые боевые модули, беспилотные летательные аппараты, многофункциональные катера специального назначения, гражданское судостроение, авто-, мото- электротранспорт, тактическая одежда и снаряжение, медицинская техника, продукция авиакосмической отрасли. В состав группы компаний "Калашников" входит ведущий российский разработчик беспилотных воздушных средств − компания ZALA AERO GROUP.
В 2016 году концерн приобрел компании Рыбинской верфи и взял в управление судостроительный завод "Вымпел" в Рыбинске. Судоверфи занимаются проектированием и строительством скоростных катеров, кораблей малого и среднего водоизмещения. Суда выпускаются для нужд Минобороны и для гражданских целей. В июле 2018 года в Севастополе состоялось открытие регулярного движения скоростного пассажирского судна на подводных крыльях "Комета 120М". Судно курсирует между Севастополем и Ялтой.
"Калашников" возродил производство легендарных мотоциклов "ИЖ". Для нужд Минобороны и дорожно-патрульных служб поставляются электрические версии мотоциклов. На международном военно-техническом форуме "Армия-2019" "Калашников" представил электромобиль "ОВУМ" нового поколения, который стал следующим шагом на пути развития технологии электромобилей группы компаний. А в августе текущего года "Калашников" представил электромобиль UV-4 для рынка таксомоторных перевозок и каршеринга.
Янтарный комбинат: вернуть янтарю былую славу
В 2013 году согласно указу президента РФ Калининградский янтарный комбинат (КЯК) был передан в управление Государственной корпорации "Ростех". Это уникальное предприятие, осваивающее на русском побережье Балтики самые большие в мире запасы янтаря, в 2000-е годы переживало затяжной кризис. Благодаря комплексной модернизации производственных процессов, обновлению техники и эффективному менеджменту в 2018 году на комбинате был установлен абсолютный исторический рекорд – 500 тонн доведенного (очищенного) янтаря.
Когда КЯК вошёл в состав Ростеха, большая часть добытого янтаря-сырца продавалась на экспорт в необработанном виде, часто нелегальным путем. Основной задачей было нивелировать криминализованную составляющую и перейти от сырьевой экспортной модели к производству продукции с наибольшей добавленной стоимостью. Была проведена модернизация производства, усовершенствованы механизмы работы с контрагентами и ужесточен контроль за недобросовестными переработчиками.
Сегодня на Калининградском янтарном комбинате осваиваются новые перспективные способы обработки янтаря, внедряются инновационные технологии, обновляется ассортиментный ряд изделий. Большое внимание уделяется выстраиванию деловых отношений с отечественными переработчиками и зарубежными партнерами. Подписаны договоры с Китаем и Японией, для культур которых янтарь традиционно является важным камнем.
Модернизация комбината сделала его привлекательным для туристов. В 2018 году экскурсионный проект "День с солнечным камнем", который предлагает познакомиться с историей добычи янтаря, стал лауреатом Всероссийской туристской премии "Маршрут года 2018" в номинации "Лучший маршрут на действующее производство". Янтарю возвращается репутация одного из признанных брендов России.
"ОДК-Климов": импортозамещение вертолетных двигателей
В 2014 году "ОДК-Климов" оказался в сложной ситуации. После распада СССР производство вертолетных двигателей, разработанных предприятием, осталось на Украине. В 2009 году на базе "ОДК-Климов" были начаты работы по локализации производства с использованием украинских компонентов. Однако поставки комплектующих после введения санкций прекратились, и создание двигателей ТВ3-117/ВК-2500 для большинства вертолетов "Ми" и "Ка" оказалось под угрозой срыва.
К столетию "ОДК-Климов" в 2014 году была открыта первая очередь нового конструкторско-производственного комплекса "Петербургские моторы" и дан старт обширной программе импортозамещения. В кооперации с другими предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации в том же году была произведена полная локализация вертолетного двигателя ВК-2500 и выпущена установочная партия. В 2015 году организовано серийное производство двигателя полностью из отечественных составляющих на базе "ОДК-Климов".
Семейство ВК-2500 предназначено для большинства машин ОКБ Камова и Московского завода им. Миля. В частности, устанавливается на модификации вертолетов Ми-17, а также новейших боевых Ми-28, Ка-52, Ми-35. Если говорить о военных вертолетах, поставляемых в рамках гособоронзаказа, то уже сегодня все они оснащаются российскими ВК-2500. Например, на "Ночные охотники" устанавливается исключительно российская силовая установка.
В сравнении с ТВ3-117, новый ВК-2500 – более технологичный двигатель, преимуществами которого являются высокая топливная экономичность, повышенная мощность, современная система автоматического управления. Сегодня "ОДК-Климов" обеспечивает обслуживание и ремонт двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 для российских и экспортных вертолетов. В 2018 году "ОДК-Климов" получило приз и диплом конкурса "Авиастроитель года-2017" в номинации "За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)" благодаря разработке турбовального двигателя ВК-2500ПС-03 для новейшего вертолета Ми-171А2.
|