Ситуация с льготным налогообложением и развитием нефтегазовой отрасли в Арктике является стратегическим моментом для России – считает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.
Вопрос льгот для нефтегаза является принципиальным
Дело в том, что издание «Коммерсант» сообщило, что решение президента РФ Владимира Путина предоставить льготы проекту компании «Роснефть» на Приобском месторождении вызвало дискуссию в нефтегазовой отрасли.
Речь здесь идет о ежегодном налоговом вычете для «Роснефти» в 46 млрд рублей, причем задействованная в этом же проекте компания «Газпром-нефть» получит персональный вычет в 13,5 млрд рублей. В результате, за 10 лет это будет стоить бюджету до 600 млрд рублей, которые могут быть компенсированы за счет увеличения НДПИ на нефть и введения НДПИ на попутный нефтяной газ.
Естественно, в отрасли не в восторге от подобных планов и ряд экспертов даже считают, что за проекты «Роснефти» при таком подходе будет платить весь отечественный нефтегазовый сектор, что накладывается на общую ситуацию в данной отрасли экономики.
Напомним, что после того, как случился кризис 2014 года, а в 2015 году значительно просели доходы федерального бюджета, их компенсация происходила за счет увеличения налогообложения нефтегазовых компаний, которое те восприняли крайне чувствительно.
Есть даже мнение, что чрезмерное налогообложение негативно влияет на отрасль и, как следствие, на всю экономику России. Как наиболее яркий пример, это ситуация с волатильностью цен на бензин и дизельное топливо из-за налогового маневра и повышения НДПИ.
Данную проблему в России сегодня решают за счет компенсаций НПЗ, а также рядовым топливным компаниям, чтобы им было выгодно продавать бензин и дизельное топливо, не повышая своих отпускных цен выше инфляции, что важно для всей экономики РФ.
Еще надо обратить внимание на последние брожения по поводу добычи в Арктике, где отраслевой вице-премьер заявил, что в России случился срыв плана по этому региону образца 2012 года и предложил допустить в данный регион кроме «Роснефти», «Газпрома» и «Газпром-нефти» иностранные компании в составе частных консорциумов, не говоря уже о позиции по этому поводу Минфина РФ. Это ведомство заявило о том, что необходимо ограничить на «неопределенный срок» выдачу льгот по новым нефтегазовым проектам в арктическом регионе.
«Данные вопросы носят стратегический характер, поскольку этот поход за льготами двух ведущих нефтегазовых компаний должен заставить нас задуматься и ввести базовые правила по данному финансовому вопросу», - заключает Масленников.
Минфин РФ анализирует эффективность налоговых льгот
Как замечает эксперт, Минфин РФ обязан проводить анализ эффективности существующих налоговых льгот – данный момент заложен в его ежегодных обязанностях. Отсюда и идут все эти заявления профильного ведомства о заморозке новых налогов.
«Без анализа эффективности льгот очень трудно принимать решения по поводу новых льгот, а у нас их огромное количество, причем не только в нефтегазе, но и в смежных проектах – например, это касается территорий опережающего развития», - резюмирует Масленников.
В результате, общий объем выпадающих налоговых доходов, даже если убрать за скобки эти 600 млрд рублей за 10 лет, у нас и без этого огромный. Если брать один 2018 год, то это где-то 3,5 трлн рублей, причем перед нами оценочный показатель, а в реальности данная цифра может быть еще больше, поэтому данная дискуссия по «Роснефти» только подтвердила масштаб проблемы.
«Поэтому нужно согласиться с тем, что очень важно обсуждать вопрос, какой налоговый эффект дают конкретные налоговые льготы, ведь от этого зависит финансовая стабильность в России и ее дальнейшее экономическое развитие», - констатирует Масленников.
По словам Никиты Ивановича, данная упертость(в хорошем смысле) Минфина РФ говорит о том, что у нас в стране есть вопросы более стратегического и более важного порядка, чем предоставление целевых льгот конкретным российским госкомпаниям.
«Если брать нефтегазовую отрасль, то здесь у Министерства финансов позиция традиционная и можно сказать вообще классическая, поскольку данный сектор российской экономики с точки зрения налоговой политики напоминает лоскутное одеяло. Ведь по меньшей мере 50 процентов добычи на действующих месторождениях находится в России под льготами», - заключает Масленников.
Только это обстоятельство заставляет всерьез отнестись к каждой конкретной ситуации по предоставлению льгот – естественно, в Кремле все это знают, но Минфин РФ, как главный российский бухгалтер, не может не проводить анализ создавшейся ситуации.
«Что касается конкретно Арктики, то здесь нужно исходить из принципов экономической целесообразности, поскольку на сегодня существует мнение, что рентабельность проектов здесь даст цена на нефть в сто долларов за баррель», - резюмирует Масленников.
Именно это обстоятельство, а не политика «Роснефти», «Газпрома» и «Газпром-нефти» и привела к срыву планов 2012 года.
«Поэтому нам не надо экстенсивно расширяться в Арктику, учитывая, что есть и другие месторождения, что также оказывает влияние на политику России по предоставлению льгот, которые в этом регионе должны быть еще выше», - констатирует Масленников.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+