Строго говоря, аэропорт Кишинева был не продан. Муж российской певицы Жасмин и по совместительству главный фигурант в краже миллиарда долларов в Молдавии Илан Шор, через свою компанию Avia Invest в 2013 году заключил с государством договор о взятии в концессию главные воздушные страны сроком на 49 лет. Новая власть вот уже два месяца говорила о том, что это соглашение незаконное, что его необходимо расторгнуть.

Буквально еще 15 августа силовики провели обыски в офисах и помещениях аэропорта и компании Avia Invest, а уже спустя четыре дня грянул гром: 95 процентов компании Илана Шора перешло в руки офшорной инвестиционной компании в сфере недвижимости «NR Investments Ltd» из Гернси, Нормандские острова. Мало того, эксклюзивным бенефициаром компании является Нат Ротшильд. Сумма сделки покрыта мраком, но, как говорят, она устроила обе стороны, речь идет о нескольких десятках миллионов долларов.

 

Самое печальное для Молдавии то, что теперь, как утверждают специалисты, расторгнуть договор будет практически невозможно.

Зачем Ротшильду захолустный аэропорт?

Такой вопрос могут задавать себе только люди, недооценивающие сбежавшего из Молдавии в Израиль Илана Шора. По сути, он сумел превратить аэропорт в курицу, несущие золотые яйца — причем, без всяких вложений. Дело в налоге в 9 евро с каждого пассажира. Он был введен государством, когда был взят кредит у Европейского Банка Реконструкции и Развития на модернизацию аэропорта. Целью такого сбора было избежать нагрузки на бюджет государства. С тех пор кредит ЕБРР давно возвращен, но налог в 9 евро так и не отменили. Более того, отменить его и невозможно, так как он был включен в договор о концессии.

«За четыре года, как аэропорт передан в концессию, пассажиры заплатили Avia Invest 75-80 млн. евро. За эти деньги Молдавия могла бы построить новый аэропорт», — сообщил СМИ министр экономики и инфраструктуры Молдавии Вадим Брынзан.

И вот 19 августа, по сути, владельцем этого выгодного актива стал представитель династии потомственных банкиров Натаниэль Филип Виктор Джеймс Ротшильд. Помимо своих талантов на банковском и инвестиционном поприще, неприлично богатый Нэт известен уникальной способностью сводить миллиардеров для заключения эпических сделок. Сейчас бизнес 48-летнего Ротшильда простирается от США до краев России, а личное состояние оценивается примерно в 1,1 млрд долларов. Он близко знаком с Олегом Дерипаской и Романом Абрамовичем.

 

Купил, чтобы продать?

Естественно, молдавские власти 19 августа взвыли от досады. Мало того, что не удалось лишить беглого олигарха Илана Шора прав на концессию аэропорта, так он еще и очень круто обогатился по итогам сделки. Более того, на этот час правительство Молдавии признало, что теперь в ближайшие 43 года управлять аэропортом будут Ротшильды. Иными словами, теперь молдавские власти оказываются в незавидном положении: если они попробуют отменить договор о концессии — страна просто останется без аэропорта. А если не отменяют, то одно из ярких предвыборных обещаний остаётся невыполненным.

На вопрос журналистов, можно ли разорвать договор и во сколько это обойдется государству, министр экономики Вадим Брынзан сказал, что из его инвестиционного опыта возвращение аэропорта государству — сложная процедура, которая продлится годы, и будет стоить очень дорого. «Например, только юридические услуги — до 3 тысяч евро в час, а за год сумма может достичь 10 млн евро. При этом концессионер продолжит собирать миллионы евро за счет девятиеврового сбора», — отметил Брынзан.

Впрочем, он готов ограничиться пересмотром соглашения и намерен пообщаться на эту тему с новым владельцем Avia Invest.

"Кажется, он добросовестный, потому что семья Ротшильдов известна во всем мире как крупный инвестор в банковскую систему", — напомнил министр, добавив, что это вложение также благоприятно сказывается на имидже Молдавии.

Политический расклад

Между тем, по поводу нового концессионера уже выступили главные политические силы Молдавии. Так, например, политическая платформа «Достоинство и правда», входящая в состав правящего блока АКУМ («сейчас») просит ввести мораторий на сделки с аэропортом в контексте продажи Avia Invest компании NR Investments Ltd.

Одно из главных требований: признание незаконной сделки между Avia Invest и NR Investments Ltd, учитывая подмоченную репутацию Илана Шора..

В среду президент Молдавии Игорь Додон заявил, что созовет срочное заседание Высшего совета безопасности в связи с продажей концессионера Кишиневского аэропорта — компании Avia Invest. Как отметил Додон, на заседании он обсудит, какие риски может представлять эта сделка, а также как можно вернуть аэропорт в управление государства

 

Президент также попросил министерство экономики и инфраструктуры и все государственные органы подготовить информацию о сделке по продаже компании, а правоохранительные органы — представить информацию о расследовании обстоятельств передачи аэропорта в концессию «группе мошенников».
В этой ситуации, когда скандал разразится уже не местечковый, может свершиться чудо и Натан Ротшильд уступит правительству Молдавии право на концессию аэропортом. Но уже за сумму, которая в разы отличается от той, которую он выплатил Илану Шору. Грубо говоря, вложил 10 миллионов, а получит 100 — и всего за месяц-другой, пока будут соблюдены юридические формальности. Бизнес — ничего личного.

Либо молдавские власти начнут строить новый аэропорт. Но это звучит слишком фантастично, учитывая огромные дыры в бюджете. Так что вариантов выхода из пикантной ситуации совсем немного.

Казалось бы, при чем тут Порошенко?

Злые языки утверждают, что провернуть такую блестящую сделку Илану Шору и, стоящему за его спиной, Владу Плахотнюку (оба олигарха два месяца назад спешно покинули Молдавию), помог никто иной, как Петр Порошенко. Именно он в бытность президентом Украины сдавал в траст свой «Рошен» группе компаний Ротшильдов.

Так что, есть подозрение, и мысль о продаже Avia Invest Ротшильдам появилась именно в результате анализа той сделки по трасту «Рошен» — ведь Плахотнюк и Порошенко давние друзья, которых связывает многое, в том числе и не законное.