Последние заявления Минфина РФ по Арктике имеют финансовую подоплеку – полагает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Добыча в Арктике требует государственного субсидирования
Дело в том, что в докладе заместителя министра финансов РФ Ильи Трунина присутствует предложение распространить мораторий на меры государственной поддержки новых месторождений в Арктике, что означает купирование современной системы льгот.
По сути своей, перед нами реакция Минфина на требования «Роснефти» по предоставлению льгот на ее проект с «Нефтегазхолдингом» под названием «Восток Ойл». В «Роснефти» постоянно лоббируют помощь со стороны государства и транслируют тезис, что без такой помощи России не справиться с развитием арктического региона, а, значит, и с развитием добычи нефти и газа на севере.
Как мы видим, данная линия вызвала сопротивление со стороны главного российского «бухгалтера», т.е. Минфина, причем сам этот вопрос будет решен на особом совещании Трунина с заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Козаком.
Отметим, что в последнее время в России по вопросу арктической добычи возобновилась обширная дискуссия – например, Юрий Трутнев, который отвечает в правительстве РФ непосредственно за Арктику, предложил допустить сюда иностранные и частные компании.
На сегодня в Арктике могут работать только «Роснефть», «Газпром» и «Газпром-нефть», что уже привело к тому, что планы 2012 года полностью сорваны, а на арктическом шельфе было создано только несколько скважин для добычи углеводородов.
И на этом фоне Минфин РФ предлагает сократить государственные льготы по Арктике на «неопределенный срок», несмотря на то, что все проекты в данном регионе были реализованы только при прямом или косвенном субсидировании со стороны Москвы.
Достаточно вспомнить проекты компании «Новатэк» в виде «Ямал СПГ» и «Арктик-СПГ-2», которые не облагаются налогами, а их иностранные инвестиции гарантируются нашим государством. В результате, поступления от них в федеральный бюджет равны нулю при явных убытках, что, естественно, не могли не отметить в Минфине РФ. Наверняка, данное обстоятельство повлияло и на этот доклад Трутнева.
«Данное заявление со стороны Минфина РФ неудивительно, ведь это ведомство выступает здесь в качестве защитника федерального бюджета, а также его интересов, поэтому и предлагает ввести ограничения на свои арктические проекты», - констатирует Юшков.
Как замечает эксперт, сейчас в Арктике формируется целый кластер проектов – в частности, по СПГ. «Ямал СПГ» уже реализован, «Арктик-СПГ» на подходе, еще и не надо забывать про собственный проект «Новатэка» в виде «Обской СПГ».
Речь здесь идет о преференциях «Роснефти»
«Соответственно, в Арктике создается целое СПГ-направление, которое требует значительных бюджетных льгот, но главной проблемой для Минфина РФ является «скидка» для добычи на северных месторождениях. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе, что уже привело к значительному увеличению добычи в данном российском регионе», - резюмирует Юшков.
Все это показывает, что старые льготы никто забирать не будет, а дискуссия идет насчет новых косвенных субсидий. Минфин РФ выступает против расширения льгот и дотаций государства в рамках своих арктических проектов, и это уже не первое такое заявление.
«Ведь «Роснефть» предлагает не только разработку новых месторождений, но и перекидывание льгот на север Красноярского края, т.е на. Ванкорский кластер, который уже реализован и поставляет нефть на китайский национальный рынок», - заключает Юшков.
Таким образом, когда руководство «Роснефти» говорит, что «предоставьте нам льготы, а мы будем направлять эту нефть в Арктику», это является очевидной уловкой, конечной целью которой является получение преференций со стороны государства.
«И Минфину РФ такая логика, безусловно, непонятна, поэтому данное ведомство просто хочет, чтобы все запросы по льготам, их расширению и предоставлению были бы более конкретизированы, а не так, как это происходит сейчас. Ведь льготы должны быть в той ситуации, когда без них проекты не могут реализоваться, как в случае с производством СПГ на Ямале», - констатирует Юшков.
По словам Игоря Валерьевича, «Роснефти» в такой ситуации нужно отделить действующие месторождения от новых и сделать запрос на льготы именно по ним, ведь сейчас компания Сечина требует преференций на большинство своих нефтегазовых проектов.
«Есть здесь и другое обстоятельство, не позволяющее игнорировать требования «Роснефти». Ведь кроме этой компании на шельфе Арктики никто и не работает, если вынести за скобки газпромовскую платформу «Приразломная», - резюмирует Юшков.
На сегодняшний день себестоимость добычи на шельфе является огромной, поэтому никто в эти проекты и не лезет, поэтому что отменяй льготы, что сохраняй, динамика здесь не улучшится, и это отлично видно по результатам добычи за последние годы.
И в этом случае разговор идет не об отмене льгот, как таковых, а о том, чтобы ограничить предоставление льгот «Роснефти» под тем соусом, что ведущая российская компания занимается в Арктике разработкой и реализацией каких-то не самых больших проектов.