С чувством глубокого разочарования американцам снова приходится признать: их бестолковое «размахивание санкционной дубиной» приносит совершенно не те результаты, на которые изначально рассчитывали в Белом Доме и Государственном департаменте. Вашингтон, окончательно уже запутавшись в собственных ограничениях, эмбарго, торговых пошлинах и барьерах, которых он за последнее время наплодил сверх всякой разумной меры, нивелирует одни из них введением других.
Ярчайший пример тому – ситуация с нашей страной. Обрушить ее
экономику американские «друзья» планировали путем сведения к наивозможнейшему минимуму доходов российского бюджета от экспорта энергоносителей. Однако, вместо этого, ввязавшись в конфликты с другими странами, США невольно поработали во благо российскому нефтяному сектору.
Обваливает или обогащает?
Американским СМИ сегодня не позавидуешь: с одной стороны, читателям непременно нужно рассказывать о том, как «отсталая путинская Россия» буквально бьется в конвульсиях под тяжелейшими ударами «праведного гнева» США, которые все жестче «наказывают ее за неправильное поведение». С другой – приходится хотя бы время от времени давать объективную картину событий и говорить о том, как дело обстоит в реальности. Порой этот дуализм играет с тамошними тружениками пера презабавные шутки. Именно такая история, к примеру, приключилась с именитым и уважаемым изданием Bloomberg.
Сперва там был опубликован материал, в котором утверждалось, что Дональд Трамп прямо-таки «обваливает» российскую экономику. Причем осуществляет это опосредовано, ведя торговую войну с Пекином, от которой в свою очередь, «Москве делается больно». При этом в качестве главного аргумента в подтверждение наличия у русских «проблем», была дана ссылка на признание министра экономики России, Максима Орешкина, о том, что наша страна «почувствовала последствия давления» на мировую промышленность и снижение глобальных цен на сырье. Прогнозы экспертами издания, исходя из всего этого, естественно, были сделаны самые неутешительные: и снижение темпов экономического роста России, и «сдерживание» озвученных Владимиром Путиным «Национальных проектов», и вообще, чуть ли не стагнация с рецессией.
И вдруг все тот же самый Bloomberg, только что в очередной раз со смаком нас «похоронивший», обнародует совершенно другие данные. Оказывается, именно санкции США принесли российскому нефтяному сектору в нынешнем году более, чем солидную дополнительную прибыль! Там даже и цифра таковой озвучивается – не менее 905 миллионов долларов. И все это – с ноября прошлого года по нынешний месяц. Где же ожидаемое снижение потока «нефтедолларов для Москвы», задается вопросом издание, приводя статистику отечественной Федеральной таможенной службы, гласящую о том, что выручка российских экспортеров нефти за первое полугодие 2019 года практически не уменьшилась, в сравнении с прошлым годом. Ведь ситуация, вроде бы, должна была ухудшиться. Почему же этого не произошло?
Bloomberg называет причину: оказывается, дело тут, во-первых, в росте спроса на российское «черное золото», а во-вторых, в весьма значительном подорожании нефтяной марки Urals, которую, в основном и экспортирует наша страна. К такому выводу эксперты пришли, проанализировав пятилетнюю динамику на этот сорт нефти и на эталонную марку Brent. Если еще не так давно на европейских биржах последняя была дороже российской марки в среднем на 1.6 доллара за баррель, то сейчас ситуация изменилась коренным образом. В 2019 году цена барреля Urals превышает стоимость Brent на 0.8–1 доллар (в зависимости от региона Евросоюза).
Иран, Венесуэла и китайский фактор
Как утверждает Bloomberg, причина тут в санкциях, введенных Вашингтоном как раз против стран, являвшихся основными поставщиками «тяжелой» нефти, сперва против Ирана, а затем и Венесуэлы. С этим сложно не согласиться, взяв в качестве примера ту «брешь», которую проделали на мировом рынке энергоносителей ограничения, обрушившиеся на Тегеран Соединенными Штатами. Если весной 2018 года страна экспортировала в день до 2.5 миллионов баррелей «черного золота», то спустя год, это количество сократилось до 1 миллиона, а уже к июню 2019 года снизилось еще вполовину – до 500 тысяч баррелей в сутки. При этом в Белом Доме не устают повторять, что будут добиваться «полного обнуления» вывоза энергоресурсов из страны, дабы «окончательно лишить источников доходов правящий режим».
Примерно такая же ситуация наблюдается и с Венесуэлой – упорно не желая признавать легитимного президента страны, Николаса Мадуро, США ведут борьбу с тамошним нефтяным сектором разве что чуть менее яростно, чем с иранским. При этом всем странам, которые осмелятся закупать «запрещенное» сырье, Вашингтон грозит мыслимыми и немыслимыми карами – то есть, опять же, санкциями и прочими подобными экономическими проблемами. Все это, естественно, заставляет покупателей нефти искать новые источники поставок, а выбор их не так уж и велик. В особенности это касается «черного золота», относящегося к «тяжелым» сортам. Тут альтернативы российскому Urals, практически, нет.
Безусловно, «торговая война» между США и Китаем оказывает на все мировые рынки (энергоносителей – в том числе) крайне негативное влияние. Стоило Дональду Трампу объявить о введении с 1 сентября новых пошлин в 10% на товары из Поднебесной общей суммой в 300 миллиардов долларов, как биржевая цена на «черное золото» тут же «просела» на 8%. Более того, по оценкам аналитиков, такой серьезной организации, как Bank of America Merrill Lynch, этот ход, предпринятый Белым Домом в его противостоянии с Пекином, вообще мог «обвалить» мировой спрос на нефть на 250, а то и на все 500 тысяч баррелей в день. При этом существовала и еще одна опасность. В июне-июле нынешнего года, именно Китай был потребителем половины поставляемой за рубеж иранской нефти. По мнению все тех же специалистов из BofA, наращивание Пекином таких закупок вполне могло бы снизить мировые нефтяные цены на 20-30 долларов за баррель. Вот это Россию категорически не устроило бы! Ведь, как известно, приемлемый для нашей страны ценовой «коридор» – это 60-65 долларов за баррель черного золота. Есть причины для беспокойства? Судя по всему – все-таки нет.
Как стало известно, после недавнего введения Белым Домом новых ограничений против Каракаса, представители китайской компании CNPC заявили о намерении отказаться от приобретения в нынешнем месяце 5 миллионов баррелей венесуэльской нефти. Это можно считать четким индикатором того, что Поднебесная все-таки будет до последнего пытаться решить вопросы с Вашингтоном «по-хорошему», во всяком случае, не плюя слишком уж открыто на его санкционные требования.
Так или иначе, но мировые цены на «черное золото» на прошлой неделе возобновили рост, Brent ожидаемо возвращается все к тем же 60 долларам за баррель, и новых потрясений пока не предвидится. Мы же пока будем надеяться, что Дональд Трамп, продолжая свои санкционные эксперименты, сделает еще что-нибудь полезное для экономики России.