На рынке американского госдолга произошло знаковое событие. Китай официально перестал быть крупнейшим в мире держателем «трежерис». Пекин снижает размеры вложений в облигации США, а ЦБ РФ оставил «казначеек» на сумму не более 10,848 миллиардов долларов. При этом развитые страны, напротив, увеличили инвестиции в государственный долг Соединенных Штатов. О чем же все это нам говорит?
Прямо на наших глазах происходит переформатирование мировой
экономики. Явно выделяются два центра силы, США и КНР, а всем остальным придется определиться, с кем они. Могучий Китай объективно заинтересован, как минимум, поделить мир с американцами, как максимум – занять место гегемона, подвинув с него Соединенные Штаты. Антон Быков, эксперт Центра аналитики и финансовых технологий, поясняет:
Структура мирового хозяйства, очевидно, меняется. Это ставит перед руководством стран две важные задачи: предугадать, кто в новой модели станет лидером – Китай или США, и как пройти этот трансформационный период с минимальными потерями.
Отношение к доллару и выраженному в нем госдолгу США, является той лакмусовой бумажкой, позволяющей определить, кто на кого сделал ставку.
На американцев явно поставили Великобритания и Япония. Аналитики ожидают от ФРС снижения ставки, поэтому Лондон и Токио ринулись покупать «казначейки» по пока еще высоким процентным ставкам. Теперь не Китай, а Япония стала крупнейшим держателем госдолга США. Ее пакет составляет уже 1,122 триллиона долларов. Для сравнения, у Пекина «всего» – 1,112 триллиона. Также активно скупают «трежерис» Бразилия, Германия, Швейцария, Канада, и, что примечательно, Гонконг.
Второй полюс представляет сам Китай, а также страны, вынужденные ориентироваться на него по целому ряду причин, например, Россия и Иран. Свой гигантский пакет «казначеек» Пекин пытается использовать как козырь в переговорах с США в ходе идущей торговой войны. Несмотря на весомость аргумента, китайское руководство не может использовать его на полную мощность. Если эти облигации будут быстро сброшены, незамедлительно последует дестабилизация всех фондовых, финансовых и сырьевых рынков, замедлится экономический рост, а значит, снизится спрос на товары, производимые в КНР. Кроме того, высвобожденные активы придется куда-то вложить. Если таким образом укрепить юань, то Поднебесная вообще потеряет все свои конкурентные преимущества. Подобные действия соответствуют выстрелу самому себе в ногу, а в Пекине не дураки сидят.
Что до России, то она следует за Китаем во многом вынужденно. Наши финансовые власти явно не против были бы вложиться в «трежерис», но геополитические риски теперь слишком велики. В рамках санкционной
политики, Вашингтон может заблокировать международные резервы и расчеты, номинированные в долларах. К слову, облигации госдолга США, принадлежащие ЦБ РФ, хранятся не в России. Например, незадолго во военной агрессии против Ливии в 2011 году, ее международные резервы были заморожены.
Российский регулятор активно вкладывается в золото, что
представляется наиболее верной стратегией в нынешних условиях. Была ли ставка на Китай верной, покажет время.