Включение иностранцев в разработку шельфовых месторождений является давней идеей, которая давно обсуждается в России – отмечает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
Трутнев попросил президента обратить внимание на Арктику
Заместитель председателя правительства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Юрий Трутнев написал письмо на имя президента РФ Владимира Путина, в котором заявил, что арктический шельф не работает на экономическое развитие России, причем это связано с тем, что в 2012 году были введены заградительные ограничения на состав участников арктических проектов.
Речь идет о государственных компаниях с пятилетним опытом работы, что на выходе сузило круг до «Роснефти», «Газпрома» и его дочки «Газпром-нефти». Данный фактор привел к тому, что разработка месторождений в Арктике значительно отстает от графика.
Правительство РФ выдало в 2012 году 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа в Арктике, обязав госкомпании пробурить 86 скважин за 20 лет, но на 2019 год было пробурено только пять скважин, из-за чего планы по освоению шельфа уже сорваны.
Трутнев отметил, что это приведет к тому, что к 2035 году Россия благодаря этому «потеряет» 18 трлн рублей «прибавки» к ВВП, а ресурсами Арктики не смогут воспользоваться живущие сегодня поколения, и это сужает возможности развития нашей страны.
В качестве причины такого положения дел Трутнев назвал то обстоятельство, что «Газпром» и «Роснефть» и без Арктики обеспечены ресурсной базой, поэтому им не выгодно делать акцент на данный регион. Из-за этого в рамках арктических проектов нашей стране нужно увеличить уровень конкуренции, что можно сделать с помощью приглашения иностранных компаний, а также частных российских российских игроков.
Здесь Трутнев предлагает использовать так называемую норвежскую модель, т.е. допуск на шельф иностранных компаний в составе консорциума, где оператором будет российская компания. Подобный подход, по его мнению, может помочь решить проблемы развития Арктики.
Другой вопрос, не надо забывать, что сейчас на дворе не 2012 год, против нас применены санкции, а иностранные компании не горят желанием заходить в Россию, не говоря уже об ограничениях на экспорт в РФ технологий, необходимых для освоения промыслов в Арктике.
«Предложения по допуску иностранцев и частного бизнеса на шельф ходили давно. Действительно, у нас есть законодательные ограничения по тому, кто имеет право работать на данном рынке, и этот подход в России постоянно критикуется», - констатирует Перов.
Фактически, в этом заявлении Трутнева предлагается изменить закон и расширить круг участников, причем это напрямую не связано с тем, что «Роснефть» и «Газпром» не могут обеспечить запланированный в начале нулевых уровень развития добычи в Арктике.
Сегодня 2019 год, а не 2012
«О либерализации доступа на шельф много раз говорили представители «Лукойла», но, на самом деле, все это было актуально до событий 2014 года, которые внесли серьезные коррективы в планы развития Арктики», - резюмирует Перов.
Поэтому, как замечает эксперт, если даже сейчас произойдет либерализация шельфового законодательства, то все равно будет очень сложно добиться прихода иностранных инвесторов в российские проекты. В то же время, здесь наиболее важны не деньги, а технологии, на экспорт которых в отечественные энергетические проекты сегодня действуют масштабные ограничения.
Кроме того, у нас есть перед глазами пример СПГ-проектов компании «Новатэк», которые были реализованы благодаря льготам со стороны правительства, а также гарантированию Москвой иностранной инвестиционной составляющей.
В результате, СПГ-проекты были созданы, российское сырье уже активно торгуется на европейском и мировом рынке сжиженного газа, но фактические доходы бюджета равны нулю, причем можно говорить даже об упущенной выгоде.
«Здесь нужно посмотреть на планы, связанные с развитием Северного морского пути. Если до 2014 года много говорилось о том, что нужно развивать шельфовые месторождения, то сейчас подход правительства кардинально изменился», - заключает Перов.
И тут, опять же, показательны СПГ-проекты «Новатэка» на Ямале – во-первых, они дешевле шельфовых, во-вторых, мы бы в них не справились без иностранного инвестирования, в-третьих, «Ямал-СПГ» был почти полностью осуществлен за счет импорта технологий. Такая же ситуация ожидается и в контексте осуществления арктических проектов со стороны любых независимых компаний.
«И это все прекрасно понимают – например, в разнарядке по развитию Северного морского пути нет шельфовых месторождений, а ведь без обеспечения нужного грузопотока нельзя будет обеспечить работу таких проектов в принципе», - констатирует Перов.
По словам Александра Валентиновича, у нас много говорят про Штокмановский проект, но сейчас реальных планов по освоению шельфа нет, поэтому изменение законодательства ничего не даст, а само заявление Трутнева просто привлекает внимание к данному вопросу.
Для развития Арктики по планам начала нулевых годов у России просто нет нужных ресурсов – тратить излишки на менее рентабельные проекты нерационально, из-за чего данное направление сегодня и отдвинуто на неопределенный срок.