У «Газпрома» есть возможность влияния на Украину в вопросе взыскания «Нафтогазом» 3 млрд долларов с российской компании. Как отмечает доцент МГИМО, политолог Николай Топорнин, российская сторона предлагает Киеву отказаться от долга или придти к урегулированию этого вопроса компромиссным путем, чтобы снизить транзитные риски после 2019 года.
Арест и продажа активов "Газпрома"
Украинская компания «Нафтогаз» планирует в рамках решения Стокгольмского арбитража добиться взыскания с «Газпрома» необходимой суммы в 3 млрд долларов до конца 2020 года. Получить деньги в «Нафтогазе» рассчитывают за счет продажи арестованного имущества «Газпрома», заявил исполнительный директор украинской госкомпании Юрий Витренко.
По его словам, активы российской компании уже арестованы в Великобритании и Нидерландах, при этом в Люксембурге и Швейцарии есть «определенные ограничительные меры, но их нельзя назвать арестами». Общая сумма, если отталкиваться от оценки замороженных активов, значительно превышает то, что они нам должны, подытожил Витренко, причем среди арестованных активов фигурируют банковские счет.
«Перспективы взыскания с «Газпрома» 3 млрд долларов через продажу арестованного имущества представляются крайне непростыми. Во-первых, сумма достаточно большая, во-вторых, «Нафтогазу» еще предстоит найти такие активы. Для российской компании ситуация выглядит серьезной, так как грозит конфискацией финансовых ресурсов, недвижимости, ценных бумаг, средств на счетах и так далее.
Тем не менее, в «Газпроме» такой негативный сценарий уже рассматривается, хотя он и продолжает судебную тяжбу, обращаясь во всевозможные суды для апелляции. Доказать свою правоту в суде непросто, так как дело уже перешло на уровень исполнения решения судебных органов. Насколько я знаю, средства в «Газпроме» задепонировали на случай того, что вдруг придется их все же отдавать.
Сумма громадная, но мы прекрасно понимаем, что «Газпром» не собирается сидеть сложа руки и смотреть, как «Нафтогаз» у него с помощью судебных механизмов арбитража отбирает средства. В российской компании наверняка попытаются вернуть эти средства впоследствии за счет различных рычагов и инструментариев воздействия в рамках газового транзита и нового контракта на поставку газа», - предполагает в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» Николай Топорнин.
Напомним, что в феврале 2018 года Стокгольмский арбитраж принял решение частично удовлетворить требования «Нафтогаза» к «Газпрому» по иску на газовый транзит. Но впоследствии через Апелляционный суд шведского округа Свеа российская сторона добилась приостановки решения арбитража, в связи с чем «Нафтогаз» лишился оснований для ареста активов российской компании на территории третьих стран.
Рычаг влияния "Газпрома" на Украину
Тем не менее, не все страны приняли к сведению решение суда округ Свеа, выполнив требование «Нафтогаза» по аресту и заморозке активов «Газпрома» в своей юрисдикции. Юрист-международник и доцент РАНХиГС Кира Сазонова объяснила такой подход «юридической коллизией или столкновением двух юрисдикций». Она отмечает, что решение Стокгольмского арбитража приостановлено, хотя это и не означает, что оно будет в итоге отменено.
«Министр энергетики Александр Новак ранее недвусмысленного говорил о том, что если Украина готова отказаться от долга или придти к урегулированию этого вопроса компромиссным путем, то и «Газпром» может смягчить свою позицию по транспортировке газа через ГТС Украины, начиная с 2020 года. Мы знаем, что текущий договор действует до конца года, далее его нужно либо пролонгировать, либо подписывать новый на других условиях.
У «Газпрома» есть возможность влияния на Украину. Но с другой стороны у нас нет договоренностей о поставках газа с Киевом, договоренности есть с Евросоюзом, странах которого до 30-х годов по контракту мы обязаны поставить определенный объем газа. Мы рассчитывали перебросить большую часть объема с ГТС Украины на «Северный поток-2», который может прокачивать 55 млрд кубов, но из-за проволочек, связанных с разрешением Дании, и технических моментов, к 2020 году труба не начнет работать в полном объеме.
Пока не введен «Северный поток-2» Украина пытается заниматься судебным преследованием и арестами имущества «Газпрома» в европейских странах, но с началом работы газопровода в полном объеме ситуация изменится. Именно поэтому в Киеве стараются любым путем остановить проект, например, просят помощи у США или говорят о подрыве энергетической и экономической безопасности в Европе», - отмечает Топорнин.
По мнению эксперта, в ближайшее время «Газпрому» будет сложно, но пока надо по максимуму использовать юридические и судебные инструментарии, чтобы каким-то образом оттянуть решение судебных инстанций в Швейцарии, Великобритании и Нидерландах.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 2321
Рейтинг поста: