Синхронизировать электроэнергетические системы выгодно, если страны связаны друг с другом экономическими отношениями и имеют высокий уровень политического доверия, отмечает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
Энергетический коридор "Север-Юг"
Россия, Азербайджан и Иран подписали соглашение о совместной разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта соединения энергосистем трех стран. Со стороны России участниками соглашения стали «Системный оператор» и «Россети», со стороны Азербайджана и Ирана документ подписали «Азерэнержи» и Иранская управляющая компания по электрогенерации, передаче и дистрибьюции Tavanir.
Предполагается, что компании трех стран просчитают экономическую целесообразность соединения национальных энергосистем, а также оценят эффективность различных способов реализации энергетического коридора «Север — Юг».
«Интеграция электроэнергетических систем и вообще энергетических систем в целом явление распространенное. Такие проекты успешно реализуются во всем мире, особенно если страны находятся рядом друг с другом, связаны экономически и имеют высокий уровень политического доверия для синхронизации систем. Одно время у нас было много разговоров о создании энергетического кольца с Японией, но проект так и не реализовался по совокупности причин, в том числе из-за отсутствия достаточного уровня политического доверия.
В случае с Ираном и Азербайджаном необходимое доверие к друг другу есть. С географией тоже никаких проблем не наблюдается. С Ираном Россия через Каспийское море может свободно коммуницировать, а с Азербайджаном у нас общие границы. Попытки усилить интеграцию с Ираном и Азербайджаном через электроэнергетическую интеграцию выглядят закономерно, лишний раз доказывая, что у партнеров в регионе есть понимание», - отмечает собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Взаимоперетоки и обмен электроэнергией
Проект энергетического коридора здесь накладывается на аналогичный проект торгово-транспортного коридора «Север-Юг». Ранее его реализации препятствовало как раз отсутствие политического доверия между странами. Но ситуация изменилась после нескольких лет интенсивного сближения Ирана и РФ по сирийскому кризису, а также подписания соглашения об определении правового статуса Каспийского моря. Предполагается, что по новому пути в год будет транспортироваться около 20-30 млн тонн грузов.
Что касается энергетического коридора, то его планируется использовать в различных программах для обеспечения сезонных взаимоперетоков, свопов и обмена электроэнергией с транзитом через третьи страны, как это делалось в советское время. В качестве примера эксперты приводят энергетическое кольцо БРЭЛЛ и синхронизацию энергомощностей с Украиной.
«Электроэнергетическая система России и Украины по-прежнему синхронизирована, она остается такой со времен плана ГОЭЛРО (государственный план электрификации Советской России после 1917 года, прим. ФБА). Если на Украине сейчас вылетит из строя несколько атомных блоков, то договариваться придется именно с Россией, чтобы запустить заново свою электроэнергетическую систему. Но с Европой Украина не синхронизирована, у них нет прямых перетоков за исключением одного региона под названием Бурштынский энергоостров.
Еще один яркий пример того, как можно разрушить кооперацию в энергетике из-за политических проблем – это энергетическое кольцо БРЭЛЛ, куда вместе с Россией и Белоруссией входят страны Прибалтики. В ситуации с Ираном и Азербайджаном мы наоборот видим, что уровень политического взаимодействия находится на достаточно высоком уровне, что позволяет реализовывать экономические, промышленные и инфраструктурные проекты», - отмечает Митрахович.
Профицит электроэнергии России
Для реализации проекта энергетического коридора «Север-Юг» необходимы соответствующие правовые соглашения, графики и сроки реализации работ. Сейчас всех участников устраивает текущее положение. Каждая из наших стран обладает достаточным объемом своей генерации, и особых проблем здесь никто не испытывает. По мнению экспертов, Россия в случае реализации проекты могла бы экспортировать энергию на север Ирана, где есть определенный дефицит энергомощностей, хотя Тегерану по силам и самостоятельно его ликвидировать.
«Если будет идти синхронизация, то станут возможными перетоки в зависимости от ситуации в электроэнергетике России, Азербайджана и Ирана. С той же Украиной у нас есть перетеки, и они не коммерческие - при необходимости Украина может взять электроэнергию и потом ее вернуть. Думаю, переток из Азербайджана в Иран или в обратную сторону станет хорошей защитой в случае непредвиденных ситуаций.
Скорее всего, Россия чаще будет экспортировать электроэнергию, потому что у нас наблюдается ее профицит. Кроме того, продолжает строиться и обновляться тепловая генерация, активно развивается атомная энергетика, есть и совершенно фантастические вещи, например, запущен очень мощный реактор ВВЭР -1200. Технически через системы синхронизации такого «коридора» можно получить электроэнергию во всей системе и передавать ее от одного участника к другому», - резюмирует Станислав Митрахович.