Помещение, в котором в определенном смысле лежит золото мира — место непрезентабельное. Здесь не сияет золотое шитье и не сверкают золотые люстры. Тут с неоштукатуренного бетонного потолка тусклый неоновый свет льется на 400 тысяч золотых слитков. Ни в одном другом месте центральные банки различных стран не хранят столько благородного металла, как в сейфах «Банка Англии».
Можно предположить, что за прошедшие месяцы служащие этого неуютного хранилища наведывались сюда особенно часто. Дело в том, что центральные банки мира переживают сейчас золотую лихорадку, какой еще история не знала. По последним сведениям Всемирного Совета по золоту в первые шесть месяцев этого года они закупили 374 тонны благородного металла. Таким образом стражи национальных валют приобрели в первом полугодии столько золота, сколько не закупали с начала ведения статистического учета. А ведь не так давно они поглядывали на благородный металл критически и с ухмылкой. Некоторые даже открыто признавали, что к золоту совершенно равнодушны. Теперь же и в их глазах горит жажда золота.
Демонстрация власти
Тот, кто хочет понять, почему центральные банки во все большей степени подпадают под очарование золота, должен посмотреть на Кремль. Когда российский президент Владимир Путин в мае прошлого года вновь привел себя к власти, он во время инаугурации на эффекты не поскупился. Стоящие на вахте гвардейцы распахнули перед ним тяжелые золоченые двери, и он пошел вперед под рядом золотых люстр, все блестело и сияло. Золото нужно автократу Путину для демонстрации силы, причем не только в инаугурационном зале.
Закупки золота российским Центральным банком — это тоже неприкрытая демонстрация силы на международной арене. Только в первом полугодии он купил 91 тонну золота. Эксперты рассматривают эти действия как хорошо продуманную акцию против Соединенных Штатов. «Это — явный вотум недоверия доллару», — говорит эксперт по золоту Марк Фалек (Mark Valek) из лихтенштейнской инвестиционной компании «Инкрементум» (Incrementum). Потому что помимо золота многие центральные банки держат часть своих валютных резервов традиционно в мировой резервной валюте.
Но при президенте Дональде Трампе доллар — это не только валюта, все чаще его используют как финансовое оружие. Например, когда американцы грозят руководству в Кремле отрезать российские банки от долларовой системы или запретить американцам приобретать российские гособлигации. Поэтому в первую очередь государства, находящиеся под сильным санкционным давлением, хотят в большей мере диверсифицировать свои валютные резервы.
«Золото ведь не связано ни с одной страной»
Идея такова: уйти от доллара, прийти к золоту. «Ведь золото не связано ни с одной страной», — говорит эксперт по благородным металлам Габриэле Видман (Gabriele Widmann) из «ДекаБанка» (DekaBank). Такие страны, как Россия, Турция и Китай, могут с помощью закупок золота создать для себя пространство для политических маневров в отношениях с Соединенными Штатами. В первом полугодии и китайцы не оставались в стороне и добавили к своим золотым запасам еще 75 тонн. Они также используют закупки золота для угрозы этим металлом Соединенным Штатам, что является весьма эффективной мерой.
Однако для руководителей китайского центрального банка определенную роль играет и холодный расчет. Дело в том, что китайские валютные резервы состоят из многочисленных долларовых вложений, что таит в себе значительные валютные риски. А так как золото часто котируется в обратной пропорциональности к курсу доллара, китайские запасы благородного металла могут служить своего рода валютной страховкой.
Но самыми большими покупателями золота среди центральных банков были не русские и не китайцы. Удивительно, но именно польский Центральный банк потряс рынок золота заказом на более чем 100 тонн. О такой солидной закупке вот уже десять лет не заявлял ни один центральный банка мира. «Это кое-что да значит», — говорит эксперт по золоту Марк Фалек. Пикантность ситуации в том, что Польша считается близким другом США.
Тайный умысел
Перед лицом всех геополитических рисков и растущей горы долгов по всему миру Центральный банк Польши, вероятно, тоже решил сделать ставку скорее на золото, а не на обычные бумажные валюты, которые в случае долгового или финансового кризиса могут тут же просесть.
Но некоторые видят в этом шаге поляков и некий тайный умысел. «Это еще и сигнал Европе», — говорит эксперт по золоту Фалек. Ведь право-популистское правительство Польши не в ладах с брюссельскими бюрократами и даже опасается возможных санкций.
Частным инвесторам на руку тяга центральных банков к золоту, ведь шестая часть мирового спроса на золото с начала года приходится на влиятельные банки, своими закупками они подстегивают цену на благородный металл. С начала года котировки золота выросли с 1 200 долларов за тройскую унцию до более чем 1 400 долларов. И эти закупки, судя по всему, продолжатся: согласно опросу, проведенному среди центральных банков несколько недель назад, 54 % из них заявили, что их коллеги по всему миру продолжат закупки.
Недавно ни кто иной, как Борис Джонсон (Boris Johnson) нагнал страху руководителям центральных банков, критически настроенных по отношению к Америке. Новый британский премьер может после Брексита теснее привязать королевство к США. Многие центральные банки, хранящие свое золото в лондонских сейфах, с ужасом представляют себе такой сценарий: золото у них хотя и есть, но взять его они
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.